Тема 19. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА.

Вопросы для закрепления

Литература

1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Метод.пособие.- Творч.центр, М., 2006.

2. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. – М., Просвещение,1996.

3. Игры на все случаи жизни: Метод.рекомендации/авт.-сост. А.В. Петров. НовГУ, 1995.

1. Какое значение имеет создание проблемных ситуаций на уроках изобразительного искусства для художественного развития детей?

2. Выберите из школьной программы по изобразительному искусству любой класс и попытайтесь определить, на каких уроках целесообразно создание проблемных ситуаций?

3. На примере одного урока попытайтесь спроектировать проблемную ситуацию как средство активизации деятельности учащихся, организации их поисковой деятельности.

 

Постановка эмоционально-отношен­ческих задач в практической работе учащихся и при восприятии как один из путей формирования нравственно-эстетической оценки искусства. Возможности коллективной художественной деятельности в формировании эмоционально-ценностного отношения к миру. Методика организации уроков коллективного творчества.

Искусство всегда было одним из универсальных средств в развитии и воспитании личности в силу своей способности передавать опыт эстетического восприятия и моделирования мира по законам добра и красоты. Суть в том, что искусство рассматривает отношение человека к окружающему миру, наполняет знания смыслом, поскольку способно воздействовать на душу людей, формирует творческое мышление, учит мыслить образно.

Изобразительная деятельность человека формирует способности к творчеству, проявлению инициативы, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, а такие качества нужны каждому человеку, какую бы профессию в жизни он не выбрал, чем бы не занимался. И, наконец, сфера искусства может стать одним из средств гармонизации внутреннего мира человека и внешней среды при девиантном поведении через развитие способностей самовыражения и самоисцеления.

Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии происходит в процессе эмоционально-эстетического отношения к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей. В тесной связи с эстетическим воспитанием должно осуществляться развитие у детей умения выражать свое отношение к изображаемому. Поэтому при наблюдении за работой учащихся учитель изобразительного искусства должен заботиться не только о том, чтобы рисунки учащихся были грамотными в передаче формы, пропорций, строения предметом, но и выразительными. В интересах выразительности может быть акцентирована какая-либо часть предмета, которая особенно заинтересовала ученика, несколько утрировано строение. Необходимо развивать у детей умение разнообразить силу линий, избегать сухой однообразности контура, поощрять их к усилению цвета в рисунке, ярче, чем в натуре. Важным средством усиления выразительности в рисунке является показ в классе наиболее удачных ученических работ (как в процессе урока, так и в конце его).

Эстетический опыт представляет собой основу эмоционально-чувственного сознания и отношения личности к искусству и действительности, которая развивается в процессе познания и творческой деятельности; при этом он включает образное восприятие, эмоциональные переживания, культурное рефлексирование. Опыт активизирует развитие таких качеств личности школьника, как художественные интересы, знания, эстетические представления и формируется в учебно-познавательном процессе при изучении различных видов искусства: литературы, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыки.

Поэтому в работе учителя со школьниками важное значение приобретает становление их эстетического опыта, которое предусматривает: развитие эстетического восприятия; собственную творческую деятельность учащихся; изучение культурных и художественных ценностей; личностное освоение искусства. Этому способствуют активизации эстетической наблюдательности учащихся; развитие эстетического восприятия искусства учащимися в процессе общения с искусством.

Постановка эмоционально-отношен­ческих задач возможна в процессе индивидуальной и коллективной изобразительной деятельности учащихся. Существуют различные формы организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства, которые зависят от возраста учащихся, темы и задач урока.

В методике преподавания изобразительного искусства известно несколько классификаций коллективных форм изобразительной деятельности. Наиболее полная и точная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности, представлена в классификации, разработанной Комаровой Т.С. и Савенковым А.И. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.

В праве учителя выбрать любой вид коллективной деятельности. Однако организация коллективной работы с классом требует от учителя учета уровня подготовленности класса, а также опыта художественно-творческой деятельности школьников.

Можно выбрать наиболее распространенный, особенно в начальных классах, и самый простой вид работы над коллективной композицией – совместно-индивидуальную форму, которая, по мнению некоторых художников-педагогов и методистов, в наименьшей степени способствует развитию коллективного творчества, т.к. не представляет возможности общаться в процессе самой изобразительной деятельности. В этом случае высоко оценивается результат совместной изобразительной деятельности, но недооценивается воспитательный потенциал самого процесса работы над коллективной композицией и роль коллективной композиции в развитии творческой активности учащихся. В подростковом возрасте предпочтительна совместно-последовательная или совместно-взаимодействующая форма организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства.