Игровые методы и приемы в художественном образовании детей
О важности игры в художественном образовании детей писал еще Леонардо да Винчи, который предлагал проводить с детьми игры для развития воображения, глазомера. К. Д. Ушинский «во всех учебных заведениях ввел бы теоретический курс по изучению игры». Наиболее серьезное изучение игры началось в начале 20 века. Проблемам игрового обучения посвящены работы М. Монтессори, А.Н. Леонтьева, Н.П. Саккулиной, Л.С. Выготского. Д.Б. Эльконин в классической работе «Психология игры» дает обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, показывает ее значении для психического развития ребенка.
В современных исследованиях (С.А. Шмаков) описывается широкий спектр значений игры: социокультурное как средство межнациональной коммуникации, средство самореализации, игротерапевтическое, обучающее, развивающее, познавательное, развлекательное.
Игра, по мнению психологов, позволяет свободно упражнять развивающиеся способности. На различных этапах жизни игры приобретают особенности, связанные с возрастом человека. В детские годы игра – главный вид деятельности. Когда ребенок поступает в школу, игра отходит на второй план.
Об играх на занятиях изобразительным искусством пишут не так уж много педагогов. В основном, для начальной школы – Е.Л. Зеленина, А.А. Баранов, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Так, Шпикалова Т.Я., определяя методические условия для освоения народного искусства, указывает на необходимость использования народных игр, чтобы дать возможность ребенку в игровой и творческой атмосфере почувствовать себя частью своего народа.
Зеленина Е.Л. определяет дидактическую игру «как познавательную деятельность, проходящую в игровом контексте». К игровым формам работы с детьми на уроке она относит дидактические игры, упражнения, кроссворды, викторины, КВНы, праздники. Все они делятся на группы: 1- направленные на усвоение эстетических знаний, 2- на приобретение художественно-творческого опыта, 3- формирование художественно-графических умений и навыков. Она выделяет такую структуру дидактической игры: задача, игровое действие результат.
Игровой стиль обучения предполагает изобретательность учителя. Для учителя изобразительного искусства игра – это только метод интенсификации процесса обучения, это, прежде всего, эффективный прием раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Психолого-педагогические требования к эффективному моделированию и руководству игровой деятельностью в области художественного образования:
- наличие художественно-образного начала,
- соответствие программе,
- наличие образовательной, развивающей и воспитательной цели,
- доступное содержание,
- существование в конструкции игры препятствий и их преодоление,
- дух соревнования и состязания, (но не обязательно),
- время игры, свободное от других эмоциональных переживаний,
- обязательное присутствие в игре юмора,
- оптимальный подбор оборудования,
- учет возрастных особенностей.
Анализ педагогической литературы позволяет разделить все виды игр на две большие группы: дидактические и ролевые.
К первой группе относятся игры, представляющие учебную деятельность, облаченную в форму игры, которая выступает своеобразным катализатором процесса познания предметного мира, активизации деятельности.
Вторая группа – это игры, в процессе которых учащиеся играют роли, уподобляясь героям определенной сюжетной ситуации. Этот прием наиболее близок психологической природе младших школьников. Уподобляясь кому-либо, дети легко включаются в драматическую игру, процесс которой активизирует весь их творческий потенциал, что незамедлительно сказывается на результатах изобразительной деятельности. Сюжетно-ролевые игры развивают у учащихся навыки речевого общения и взаимодействия. В процессе таких игр активизируется эмоционально-эстетическая отзывчивость и творческое воображение учащихся.
Одним из эффективных средств организации дидактических игр на уроках изобразительного искусства являются динамические таблицы – плоские наглядные пособия с подвижными и взаимозаменяемыми элементами, манипулирование которыми позволяет учителю изменять композицию изображения на плоскости таблицы. В основе конструкций динамических пособий по композиции лежат аппликативный материал и плоскость фон, на котором размещаются аппликативные элементы композиции.