Вопросы для закрепления

Литература

Художественное восприятие и методы его формирования у школьников

Беседы об искусстве в 5-8 классах.

В 5-8 классах задачи проведения бесед по искусству значительно усложняются, т.к. учащиеся уже в некоторой мере подготовлены к восприятию произведений искусства на уроках изобразительного искусства, истории и литературы и способны к восприятию большого объема материала.

Цель бесед по искусству в 5-8 классах: познакомить школьников с основными выдающимися произведениями изобразительного искусства, а главное, научить их разбираться в художественных качествах, научить «читать» произведение искусства с точки зрения его идейного содержания и художественных средств выражения, сформировать компетентность зрителей.

Анализ картин должен строится на принципах, определяемых спецификой данного вида и жанра. Здесь необходим обзор художественных средств, которые помогут понять неповторимые особенности каждого произведения, художественные приемы, посредством которых художник показывает жизнь и свое отношение к ней.

Научить понимать язык художественных средств – это и означает научить оценивать произведения, а, следовательно, развивать художественный вкус. Надо учить «читать» произведение искусства, показывать, как выражается идея художника и как, добиваясь полной гармонии содержания и формы, он создает произведение неповторимое и совершенное, которое может служить образцом прекрасного. Очень важно в беседах научить понимать специфику различных видов изобразительного искусства.

В школе изобразительный ряд произведений искусства представляют репродукции, диапозитивы, видеофильмы, качество восприятии которых различно и зависит от расстояния до зрителя. Репродукции картин должны быть хорошо оформлены, эстетически грамотно поданы, правильно размещены. Однако ни одна репродукция не сравниться с впечатлением от подлинника. И здесь учителю лучше всего передать детям свое впечатление от подлинника, от оригинала, как частицу своего живого восприятия, сделав зрителя соучастником своих многократных встреч с картиной. Очень полезно показывать детям увеличенные фрагменты картины.

1. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. Для учащихся. – М,1993.

2. Алексеева В.В. Что такое искусство?. М., 1991.

3. Алпатов М. и др. Этюды об изобразительном искусстве: Кн. для учащихся. М., 1993.

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. М., 1991.

1. Назовите основные цели и задачи бесед об искусстве в школе.

2. Какие формы проведения занятий более подходят для младших школьников?

3. Разработайте вариант игры для беседы об искусстве (кроссворд, стихи-загадки, картинное лото, воображаемая экскурсия в мастерскую художника, сказка).

4. Разработайте варианты оформления наглядного материала.

5. Разработайте два варианта беседы об искусстве для выбранных уроков в 6 классе (лекционного и проблемного характера).

6. Разработайте варианты соответствующего наглядного материала.