Методика проведения беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.

Методика организации эстетического восприятия и познания учащимися художественных особенностей произведений народного искусства.

Для того, чтобы восприятие искусства народных мастеров было эмоциональным, первое прикосновение к нему должно быть самым впечатляющим. Этого можно достигнуть, если на уроке в эмоциональной обстановке будут показаны изделия НДПИ или их цветные изображения. Чтобы предметы декоративно-прикладного творчества не воспринимались отвлеченно, абстрактно, нужно раскрыть их бытовое назначение. Учитель должен помочь детям понять художественный замысел произведения, уяснить основные принципы декоративно-прикладного искусства, выражающиеся во взаимосвязи формы предмета с его функциональным назначением, в соотношении формы и материала, формы и декора. Причем органичная связь украшения с формой остается обязательным условием для создания подлинно художественной вещи.

Руководствуясь основными принципами в выявлении художественных особенностей изделий декоративно-прикладного искусства, учителю уже в начале урока следует обратить внимание на изобразительно-выразительные средства декоративного творчества: силуэт, ритм, цвет, линию, выделение главного в узоре.

В познании детьми специфики изобразительных средств большое значение имеет педагогическое руководство учителя. Одним из традиционных приемов на этом этапе декоративной работы является вопросо-ответная БЕСЕДА или ДИАЛОГ о произведениях народного искусства. Существует несколько вариантов бесед в декоративной работе:

1. Первоначальное ознакомление учащихся с видом народного творчества.

2. Беседа в процессе повторного восприятия вида народного искусства.

3. Беседа, требующая сравнения разных видов народного творчества.

4. Беседа об искусстве родного края.

Методические приемы, используемые учителем в ходе беседы: вопросо-ответная форма, устное рисование, объяснительно-иллюстративный, использование литературных и музыкальных произведений. В беседе доступным, понятным детям языком рассказывается об истории возникновения демонстрируемого вида народного творчества, технологии обработки материала, о секретах мастерства, объясняется культурно-исторический смысл и ценность произведений НДПИ.

Важное значение здесь имеет связь изобразительного фольклора с легендами, сказаниями, сопутствующими появлению различных видов народного творчества.