IV КУРС, 7 СЕМЕСТР

Литература

Литература

Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., Просвещение. 2006.

 

Тема 10. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Преемственность в рисунках дошкольников и младших школьников. Содержание и тематика рисунков младших школьников в нормативных документах образовательной области «Искусство» (Обязательный минимум содержания образования, программы по изобразительному искусству). Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учение, соединяемое с игрой и трудом. Интерес не только к процессу деятельности, но и ее результату. Трудности в овладении новыми формами деятельности. Несовершенство восприятия изображений, ориентации в пространственных соотношениях нарисованных предметов, неумение «читать» перспективу, затруднения в узнавании вещей при изменении ракурса, в изображении на рисунке движения, ошибки в масштабе изображений, при восприятии перспективных рисунков, особенно схематических. Усвоение новых теоретических понятий, если они представлены наглядно, при сопоставлении предметов с их изображениями. Различный характер процесса восприятия: «от выделенного признака к изучаемому объекту или, наоборот, от изучаемого объекта к отдельно выделенному признаку или, наконец, от одного объекта или признака к другому».

Способность младших школьников более последовательно и целенаправленно мыслить, рассуждая вслух. Речь как средство, организующее мышление. Важность метода «словесного рисования» при обучении детей младшего школьно­го возраста изобразительному искусству.

Активность игрового и изобразительного начал рисования младших школьников. Неустойчивость замысла и его изменение в процессе рисования. Способности ребен­ка к подражанию на основе наблю­дений за окружающей действительностью, изучения в иллюстрациях и картинах художников средств художественной выразительности.

Отличие характера изобразительной деятельности подростков от младших школьников. Принципиальные изменения, происходящие в изобразительной деятельности детей в этот возрастной период: по-старому рисовать не хотят, по-новому не умеют. Требование новых подходов к методам рисования в композиционно-пространственном и объемно-пространственном решении изображения. Понимание листа бумаги как прозрачной плоскости, за которой лежит глубокое пространство. Необходимость показать предмет объемно, как он виден глазу, преодолеть привычное видение, константность восприятия. Овладение перспективой как возможностью передать свою точку зрения на жизнь, свое видение мира.

«Кризис творческой деятельности» в подростковом возрасте и способы его преодоления. Интерес к технике исполнения, к красочным материалам. Выделение графики, видимо, из-за отсутствия необходимости заботиться о цвете. Интерес к декоративному творчеству (театр с его декорациями и костюмами, прикладные, орнаментальные работы).

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997

2. Ю. Полуянов. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Рига. 2000.

3. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., 2006.