Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности
Принцип научности содержания и методов учебного процесса;
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
Тема 6. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ
Литература
1. Федеральный государственный стандарт для начальной и основной общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. 2009-2010.
2. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. Просвещение. 2010.
3. Изобразительное искусство. 1-4, 5-9 классы: программа для общеобразовательных учреждений/В.С. Кузин и др. – М.: Дрофа, 2009.
4. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/ Б. М. Неменский и др.– М.: Просвещение, 2010.
5. Изобразительное искусство. 1-4, 5-9 классы/Программы общеобразовательных учреждений/Т.Я. Шпикалова. М., Просвещение. 2011.
Содержание учебного материала и организация урока изобразительного искусства должны отвечать дидактическим принципам.
Основные дидактические принципы:
- развивающего и воспитывающего характера обучения;
- научности содержания и методов учебного процесса;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и творческой активности;
- систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности;
- прочности результатов обучения и развития;
- доступности обучения;
- связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества;
- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Искусство отражает жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует разум и чувства человека.
В процессе обучения учитель формирует и развивает логические умения учащихся:
- анализировать объекты и явления окружающей действительности;
- выделять главное;
- сравнивать;
-строить аналогии;
-обобщать и систематизировать;
- доказывать и опровергать;
-определять и объяснять основные понятия в области изобразительного искусства и художественной деятельности;
-ставить и разрешать проблему в области изучения изобразительного искусства и художественно-творческой деятельности.
Каждое из этих умений имеет определенную структуру, составляющие их приемы и операции, которые учителю необходимо формировать как развивающий аспект цели. Например, выявление отличительных особенностей различных школ народного декоративно-прикладного искусства, средств художественной выразительности в произведениях искусства, художественного образа. Развитие сенсорной и двигательной сферы, развитие художественных способностей.
Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных учителем отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника.
В процессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. Научные основы учебного рисунка базируются на таких науках, как перспектива, цветоведение, теория теней, законах светотени, анатомии.
Реалистическое искусство – это искусство правдивой передачи реальной действительности, включающей в себя оценку этой действительности художником, его отношение к ней. Оно стремится понять мир и ставит целью его верное изображение.
Следовательно, при изображении предмета у рисующего должно сложиться правильное представление и понятие о нем, ибо каждый в рисунке выражает свое представление о реальной действительности, т.е. образ предмета, который сложился в его сознании. Для этого педагогу необходимо приучить школьников сочетать процессы анализа и синтеза: от целого к детали и наоборот.
Принцип научности обязывает педагога, передавая знания, подкреплять их научными положениями. Не только показывать, каким образом строится данная форма, но и объяснять, почему она не может строиться иначе.
Этот принцип является в педагогической науке одним из главных. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, формирование компетенций и компетентности школьников. В то же время ученик, сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен. Существует множество методов активизации работы учащихся. Это эмоциональное введение учащихся в тему, беседа по ее содержанию, устное рисование, показ работ художников, чтение отрывков и прослушивание фрагментов музыкальных произведений по теме на уроках изобразительного искусства.
Сознательность предполагает не пассивное наблюдение и срисовывание, а активное изучение натуры, выделение наиболее характерного главного, овладение методической последовательностью построения изображения, сознательное применение законов композиции, перспективы, цветоведения, светотени.
Развитие у детей способности самостоятельно выполнять то, что они раньше делали под руководством учителя, является важным показателем успешности обучения. Особенно это касается сознательной проверки учеником качества изображения, что говорит о его понимании значимости работы.