Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности

Принцип научности содержания и методов учебного процесса;

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

Тема 6. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ

Литература

1. Федеральный государственный стандарт для начальной и основной общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. 2009-2010.

2. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. Просвещение. 2010.

3. Изобразительное искусство. 1-4, 5-9 классы: программа для общеобразовательных учреждений/В.С. Кузин и др. – М.: Дрофа, 2009.

4. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/ Б. М. Неменский и др.– М.: Просвещение, 2010.

5. Изобразительное искусство. 1-4, 5-9 классы/Программы общеобразовательных учреждений/Т.Я. Шпикалова. М., Просвещение. 2011.

 

Содержание учебного материала и организация урока изобразительного искусства должны отвечать дидактическим принципам.

Основные дидактические принципы:

  • развивающего и воспитывающего характера обучения;
  • научности содержания и методов учебного процесса;
  • принцип наглядности;
  • принцип сознательности и творческой активности;
  • систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности;
  • прочности результатов обучения и развития;
  • доступности обучения;
  • связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества;
  • рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Искусство отражает жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует разум и чувства человека.

В процессе обучения учитель фор­мирует и развивает логические умения учащихся:

- анализировать объекты и явления окружающей действительности;

- выделять главное;

- сравнивать;

-строить аналогии;

-обобщать и систематизировать;

- доказывать и опровергать;

-определять и объяснять основные понятия в области изобразительного искусства и художественной деятельности;

-ставить и разрешать проблему в области изучения изобразительного искусства и художественно-творческой деятельности.

Каждое из этих умений имеет определенную структуру, со­ставляющие их приемы и операции, которые учи­телю необходимо формировать как развивающий аспект цели. Например, выявление отличительных особенностей различных школ народного декоративно-прикладного искусства, средств художественной выразительности в произведениях искусства, художественного образа. Развитие сенсорной и двигательной сферы, развитие художественных способностей.

Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных учителем отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценно­стям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника.

В процессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. Научные основы учебного рисунка базируются на таких науках, как перспектива, цветоведение, теория теней, законах светотени, анатомии.

Реалистическое искусство – это искусство правдивой передачи реальной действительности, включающей в себя оценку этой действительности художником, его отношение к ней. Оно стремится понять мир и ставит целью его верное изображение.

Следовательно, при изображении предмета у рисующего должно сложиться правильное представление и понятие о нем, ибо каждый в рисунке выражает свое представление о реальной действительности, т.е. образ предмета, который сложился в его сознании. Для этого педагогу необходимо приучить школьников сочетать процессы анализа и синтеза: от целого к детали и наоборот.

Принцип научности обязывает педагога, передавая знания, подкреплять их научными положениями. Не только показывать, каким образом строится данная форма, но и объяснять, почему она не может строиться иначе.

Этот принцип является в педагогической науке одним из главных. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, формирование компетенций и компетентности школьников. В то же время ученик, сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен. Существует множество методов активизации работы учащихся. Это эмоциональное введение учащихся в тему, беседа по ее содержанию, устное рисование, показ работ художников, чтение отрывков и прослушивание фрагментов музыкальных произведений по теме на уроках изобразительного искусства.

Сознательность предполагает не пассивное наблюдение и срисовывание, а активное изучение натуры, выделение наиболее характерного главного, овладение методической последовательностью построения изображения, сознательное применение законов композиции, перспективы, цветоведения, светотени.

Развитие у детей способности самостоятельно выполнять то, что они раньше делали под руководством учителя, является важным показателем успешности обучения. Особенно это касается сознательной проверки учеником качества изображения, что говорит о его понимании значимости работы.