Тема 5. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Литература

Уметь

-применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

-ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

-восприятия и оценки произведений искусства;

-самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Литература

1. Федеральный государственный стандарт для начальной и основной общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. 2009-2010.

2. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. Просвещение. 2010.

 

1.Принципы построения и содержания базовых федеральных программ по изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Их отличительные стороны и учебно-методическое обеспечение. Виды занятий по изобразительному искусству, их сущность.

1.1.«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». Авторы Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Научный руководитель Б.М.Неменский. М: Просвещение, 2010г. Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный труд. Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю.

При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного воспитания.

В основе программыцелостная система введения в художественную культуру на основе изучения всех основных видов пространственных (пластических) искусств, т.е. искусств, связанных с деятельностью художника: изобразительных (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); декоративных (различных видов декоративно-прикладного искусства: народное искусство, художественные промыслы, современное выставочное декоративное искусство); синтетических искусств (экранные, театр).

В качестве системообразующей основы изучения выделяются три способа художественной деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная на основе принципа постоянства связи искусства с жизнью: «от жизни - через искусство — к жизни»;

Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению),

- декоративная и конструктивная работа, лепка; аппликация;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций);

- проектно-конструктивная деятельность;

художественное фотографирование и видеосъемка;

-обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Учебно-методические пособия:Неменская Л А Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь 1 класс: Учебник. - М: Просвещение, 2005. Коротеева Е.И. Искусство и ты. 2 класс: Учебник. - М.: Просвещение, 2005, Горяева НА., Неменская Л.А., Питерских АС. и др. Твоя мастерская. 2 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2005. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских АС. и др. Искусство вокруг нас 3 класс Рабочая тетрадь. - М : Просвещение, 2005 и т.д. Все издания под редакцией Б.М.Неменского.

1.2.Содержание и структура программы «Изобразительное искусство. 1-4, 5-9 классы. Науч.рук. В.С. Кузин. – Дрофа. 2009.

В основе программы - концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин B.C.), которая продолжает традиции, зародившиеся в дореволюционной методике рисования. В основе концепции лежит подход к обучению, разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач которого является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов.

Программа "Изобразительное искусство" в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы "Изобразительное искусство" являются: Кузин B.C., Шорохов ЕВ., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов СП., Лебедко В.К., и др.

Ее цели и задачи:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

В начальных классах детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона, продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. В 5-9 классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения, приобретают навыки изображения объема предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе"

Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.

В рамках данной концепции существуют также программы для школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Программа "Рисунок" для 1-11 классов. Авторы - Кузин B.C., Нерсисян Л.С, Игнатьев С.Е., Кубышкина Э.И., Иванова НС, Близнюк Е.А. Программа "Живопись" для 1-11 классов. Авторы - Кузин B.C., Игнатьев С.Е., Ломов СП., Кубышкина Э.И., Коваленко П.Ю. Программа "Основы живописи" для 5-9 классов. Авторы - Кузин B.C., Нерсисян Л.С., Ломов СП., Коваленко П.Ю., Близнюк Е.А. Программа "Основы дизайна" для 5-9 классов. Авторы - Кузин B.C., Близнюк АС, Сидоренко ВВ. Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках и внеклассной работе с учащимися общеобразовательной школы.

1.3.Программа «Изобразительное искусство 1-4, 5-9 классы»(науч. рук. Т.Я, Шпикалова. — М.: Просвещение, 2011, 2010).

Содержание программы выстроено на основе лучших традиций художественной педагогики отечественной школы. Это высшие гуманистические ценности национальной культуры в их взаимодействии с культурой других народов в рамках единого образовательного пространства, художественная компетентность школьников и развитие творческого потенциала личности, интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств.

В основе программы - деятельность школьников как система учебных действий, в которых учитывается специфика художественного освоения мира учащимися основной школы: интерес к пространственным и декоративным видам деятельности, ориентация на ее положительный результат. Вариативность тем и заданий позволяет школьникам творчески подойти к их выполнению. Практически объем содержания учебного материала и тематика заданий в каждом классе охватывают больше, чем традиционные 34 урока, что очень важно при работе в классах разного уровня подготовки.

Тщательно подобранный, продуманный иллюстративный материал, обилие репродукций с работ известных мастеров живописи, графики, декоративно-прикладного искусства – еще одно несомненное достоинство программы. В этом перечне: мастера зарубежного и отечественного изобразительного, декоративно-прикладного искусства, работы которых помогают раскрыть художественно-образный язык искусства в его различных видах и жанрах.

Практическая деятельность учащихся учебного и творческого характера способствует развитию их художественно-графических умений и навыков, сознательному использованию средств художественной выразительности в своих работах. Обращенность программы к художественному многообразию искусства и культуры в ее многонациональном и региональном проявлении способствует развитию коммуникативных качеств учащихся, установке на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.

Завершен УМК для 1-4 классов по программе «Изобразительное искусство и художественный труд», который состоит из учебника для школьника, творческой тетради, методического пособия для учителя, учебника по художественному труду и методического пособия в каждом классе.

В 2009 году завершился УМК по изобразительному искусству для 5-7 классов к программе «Изобразительное искусство. 5-9 классы», который состоит из учебников «Изобразительное искусство» для 5, 6 и 7 классов и методических рекомендаций для учителя по каждому классу.

УМК для начальной и основной школы созданы с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской федерации, в соответствии с государственным стандартом общего образования. Учтен объем времени, отведенный на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану, а также взаимосвязь содержания материала от класса к классу.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, где в основе – этнохудожественное образование, что представляет собой инновацию в художественной педагогике и соответствует Концепции этнокультурного образования в Российской федерации (2006 г.)

В программу включены такие виды художественно-творческой деятельности, как ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве); изобразительная деятельность (основы художественного изображения) – графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры), художественно-конструкторская деятельность, художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.