Тема 13. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

В советской школе в 20-е годы изобразительное искусство стало частью комплексных программ и системы обучения по «методу проектов». Основная задача школы по идее новых программ заключалась в слитном (комплексном) построении учебного материала и установлении его связи с жизнью. Поскольку было неясно, на каком этапе проработки этого комплекса учитель рисования должен включаться в работу, в школе стали широко применять «свободное рисование», воскресло забытое копирование.

Ярким представителем теории «свободного воспитания» и лежащей в ее основе биогенетичной теории был А.В.Бакушинский. Крупный искусствовед, сумевший привлечь к изучению детского творчества большую группу талантливых людей, он утверждал, что детскому художественному воображению следует предоставлять полную свободу. Это необходимо для изживания родового начала в области детского творчества, на которую оказывает влияние «подсознательный родовой фактор».

Теория свободного воспитания в своей основе была прогрессивной, как реакция против казенной системы воспитания и обучения. Однако ее сторонники анархически отрицали все ценное, что было внесено в школу русской демократической педагогикой ХIX века. Основной упор делался на свободное рисование на темы по выбору преподавателя или детей, иллюстрирование и работы декоративного характера. Сильно ограничивалось, а подчас и вовсе исключалось рисование с натуры. Основную задачу сторонники свободного воспитания видели не в обучении детей, а в создании условий для самостоятельного творчества ребенка. Учителю рекомендовалось не показывать образцов, не рисовать на доске, избегать советов и особенно прямого вмешательства в работу ребенка.

Американская система обучения рисованию внешне походила на русскую натуральную систему, поскольку в ней объектом изображения были в основном предметы окружающей действительности. Однако, по существу, обе системы в корне отличались друг от друга.

Русская система, основанная на рисовании с натуры, существенно отличалась от американской системы обучения. Разрабатывая эту методику обучения рисованию, петербургские учителя отбирали самое рациональное из теории свободного воспитания - принцип расширения воспитательного значения занятий рисованием, учет интересов ребенка, отбрасывая нигилизм по отношению к культурному наследию прошлого и к достижениям демократической педагогики. Из американской системы они приняли живой набросочный характер рисунка, упражнения в рисовании кистью.

В 30-е годы изобразительное искусство стало самостоятельным учебным предметом с четко ограниченным объемом знаний и навыков реалистического рисунка. Его содержание и методику преподавания для различных учебных заведений разрабатывали сотрудники Центрального дома художественного воспитания в Москве Г.В. Лабунская, Е.Е. Рожкова, Н.П. Саккулина, Е.И. Кондахчан, художник П.Я. Павлинов и др.

В 1927 году были изданы новые программы для школы, были намечены требования по объему знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, указания к содержанию занятий. С третьего года обучения вводилось рисование с натуры, в 5,6,7 классах предусматривалось систематическое обучение с вниманием к творческой инициативе ученика.

Для 40-60-х годов характерна борьба между учебно-техническим направлением на уроках рисования и художественно-творческим подходом к детскому рисунку, особенно во внеклассной и внешкольной работе.

В 1932 году ЦК партии в постановлении о школах и учебных планах была дана установка на обеспечение политехнического образования. На первое место ставилась задача научить читать чертежи, схемы, делать зарисовки технических деталей, вводилось техническое рисование.

Попыткой связать задачи политехнизации школы с обучением рисованию была работа известного художника-графика П.Я.Павлинова «Графическая грамота» (1933г.). В ней автор отказался от последовательности обучения, которая существовала в дореволюционной школе, рекомендуя начинать занятия не с двухмерного изображения плоских предметов, а с рисования объемных предметов и передачи их трехмерности, причем в наиболее трудном положении (под углом) - куб, параллелепипед. Кроме того, Павлинов, отбрасывая требования реалистического рисования с передачей перспективного сокращения вертикальных и горизонтальных линий, заменял перспективу аксонометрической проекцией. Вместе с тем, система П. Павлинова, несмотря на ее существенные недостатки, содержала и полезные рекомендации, не потерявшие своего значения до сего времени: приемы развития у учащихся понимания формы и конструкции, наброски, рисунки по представлению, мультипликации.

В 1936 г. Постановление ЦК КПСС о ликвидации педагогических извращений в школе покончило с методами «свободного воспитания». Однако неразработанность вопросов методики обучения, резкое сокращение учебного времени на рисование в школе (1 час в неделю с 1-го по 6-ой кл.), привело к ухудшению положения с рисованием.

В 1937-1945 г.г. начинает повышаться обучающее значение занятий рисованием. К 40 годам назревает необходимость более глубокого научного решения проблем учебного рисования. В 1944 г. создается специальный кабинет эстетического воспитания при Институте теории и истории педагогики в АПН РСФСР, в 1947 г. - НИИХВ, работники которого занялись научным исследованием детского творчества, разработкой учебных программ для школ и методических пособий для учителей. Большое влияние на развитие советской методики преподавания оказала Академия художеств СССР.

Под влиянием новых идей содержание уроков ИЗО сводилось к четырем основным видам работы: рисованию с натуры, на темы, декоративному рисованию узоров, с 3-его класса вводились специальные уроки-беседы об отдельных произведениях искусства. Считалось, что на уроках учащихся нужно обучать графической грамоте, так называемому техническому образу, а овладение художественным образом выносить в массовую внеклассную и внешкольную работу только для желающих и одаренных.

В 1964 году содержание предмета было расширено и сближено с задачами эстетического воспитания школьников, а сам предмет получил название не «рисование», а «изобразительное искусство». Однако вплоть до 70-х годов основное внимание, как и прежде, уделялось рисованию.

В 1966 году создается НИИ школ МП РСФСР со специальной лабораторией по изучению методики преподавания изобразительного искусства.

В 70-е годы в связи с усилением внимания к проблеме гармонично развитой личности повышается роль взаимосвязи занятий изобразительным искусством с нравственным, трудовым и общим развитием учащихся.

В 80-х годах в содержании курса изобразительного искусства в школе предусматривается сочетание классического мирового художественного наследия, народных художественных традиций и достижений современной художественной культуры. На основе этих принципов создается типовая программа «Изобразительное искусство» для 1-6 классов (под ред.. В.С. Кузина).

В 90-е годы для школ Российской Федерации рекомендована программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского. В подготовке ее участвовали НИИХВ АПН СССР и с Союз художников СССР. В этой программе преподавание изобразительного искусства строилось как освоение школьниками нравственно-эстетической и духовной культуры народа, отражаемой искусством в различных формах его практического единства с трудом и художественным преобразованием окружающей среды.

В 1994-1996 годах появляется программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 кл., 5-8 кл.» авторского коллектива под руководством Т.Я. Шпикаловой. В этой программе изобразительно-пластическая, поэтическая, музыкальная, педагогическая, трудовая культура русского народа рассматривается не как музейное, а живое, творческое явление, которое развивается и включается в современную жизнь подрастающих поколений.

Появление разных направлений в художественной педагогике и научных школ способствовало обогащению предмета «изобразительное искусство» учебно-методическим обеспечением, разнообразными пособиями для учителей и учащихся, что в немалой степени повлияло на качество преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах.

Задания для самостоятельной работы:

1.Рассмотрите предложенные учебно-методические пособия по изобразительному искусству и составьте краткие аннотации их содержания.

 

III курс, 6 семестр

РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВ

 

Тема 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

Содержание программы курса. Связь курса со специальными психолого-педагогическими дисциплинами и педагогическими практиками. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Методика преподавания изобразительного искусства в средней школе как учебная дисциплина.Цели и задачи курса методики преподавания. Содержание программы курса. Связь курса методики со специальными психолого-педагогическими дисциплинами и педагогическими практиками.

Детский рисунок и его роль в жизни ребенка. Особенности содержания детских рисунков в дошкольном возрасте. Процесс овладения рисованием как важная сторона целостного психического развития ребенка. Выразительность детского рисунка. Общие закономерности детского рисунка и его роль в жизни ребенка. Детство - период становления физиологических и психических функций, в котором рисование - один из путей программы совершенствования организма и целостного психического развития ребенка. Взаимосвязь рисования с важнейшими психическими функциями - зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, важный информационный и коммуникативный канал.

Характерные особенности рисунков дошкольников, обусловленные особенностями детского восприятия, недостатком жизненного опыта и отсутствием нужных навыков при изображении растений, человека, животных, транспорта, строений. Ступени процесса развития детского рисования по Георгу Кершентейнеру: схема-головоноги, возникающее чувство формы и линии, правдоподобное изображение, классическое изображение.

Линия и цвет в рисунках ребенка как средство изображения и средство выражения отношения ребенка к изображаемому. Стадии развития линии в рисунках детей по Игнатьеву Е.И.: простая проволочная линия, линия смежная, нащупывающая, штриховая линия, валерная линия. Постоянство в выборе цвета детьми разных стран для изображения красивого и некрасивого. Цвет как важная информация об отношении ребенка к изображаемому.

Особенности детских рисунков в дошкольном возрасте: плоскостность, отсутствие загораживания одних предметов другими, узкий круг тем. Обусловленность тематики и содержания детских рисунков принадлежностью ребенка к определенному полу и степенью его сензитивности к половым различиям; ценностными ориентациями национальной культуры и социального устройства общества; территориальным проживанием; степенью ориентации ребенка на реальную и воображаемую действительность. Выразительность детского рисунка и эмоциональная возбудимость ребенка как ее основной источник. Цвет, ритм и контраст как средства выразительности в детских работах. Творчество как средство общения ребенка, способ передачи мыслей, приобретения коллективного детского опыта и развития изобразительных способностей.

Основное содержание лекции - в презентации «Детский рисунок»