Тема 12.МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В начале ХХ века появляются самые различные взгляды на искус­ство, на школу, на формы и методы преподавания.

Особенно бурные дискуссии вызвал вопрос о преимуществах копировального и натурального методов преподавания. В начале XIХ века, когда рисование было введено в общеобра­зовательной школе и не было достаточного опыта обучения, в обычную школу были перенесены методы начального обучения из профессиональной школы. При этом не учитывалось, что учащиеся профессиональной школы по возрасту, развитию и подготовке отличались от учащихся общеобразовательной школы, и если копиро­вальный метод в первой имел оправдание (вследствие задач этой школы), то во второй он не имел почвы для применения.

В профессиональную художественную школу поступали юноши, имеющие достаточную подготовку по рисунку и одаренные художественно. Применение копирования для приобретения навыков техники выполнения, компоновки в начальных классах допускалось.

Копировальный метод был механически перенесен в общеобразовательную школу из художественных училищ, где имелись оригинальный, головной, фигурный, натуральный классы и мастерские.

В оригинальных классах учащиеся занимались копировкой раз­личных рисунков, оригиналов. Во всех остальных классах рисовали и писали с натуры. В то же время в конце XIX века польза копирования была взята под сомнение и некоторые преподаватели, игнорируя официальную программу, ставили перед учащимися натуру. При применении этого метода в общеобразовательной школе, содержание копировальной работы изменилось, появилась работа по сетчатой бумаге, по точкам, рисование превращалось в механическую работу по расчету клеток листа бумаги.

К концу XIX века в общеобразовательной школе получило широкое распространение обучение рисованию с натуры. На конкурсных выстав­ках ученических работ все реже попадались копии, комиссия при Академии художеств присуждала премии (серебряные медали) за ри­сунки, выполненные с натуры.

Однако понимание натуры в школе было иным, чем в настоящее время. Это были главным образом геометрические тела (модели из проволоки, из гипса и дерева, орнаменты из элементов геометричес­ких тел, архитектурные украшения, базы колонн и т.д.). В программе высшего класса реальных училищ предлагались ан­тичные головы.

Метод обучения, основанный на геометрическом материале, получил название геометрического метода (по содержанию мате­риала). Этот метод основан на двух положениях: все предметы могут быть подведены к геометрическим телам и фигурам; рисование требует правильности и точности, геометрические же фигуры можно построить и проверить их точность. Основной недостаток геометрического метода, заключается в том, что не учитывалась психология ребенка, имеющая конкретный характер.

В то время как в младшем возрасте дети для передачи своей мысли сравнивают различные фигуры с конкретными фигурами, подрост­ки совершают обратный путь: для характеристики форм конкретного предмета прибегают к сравнению с абстрактной формой.

От геометрического метода пришлось отказаться вследствие несоответствия содержания учебного материала характеру мышления детей. Для успешного обучения рисованию необходимо, чтобы содержа­ние материала и его характер соответствовали восприятию детей, их общему развитию и мышлению, так же как и методы обучения.

В последней четверти XIX века широкое применение получил метод обучения, основанный на последовательном изображении пред­метов с натуры, так называемый натуральный метод.

Конкурсные выставки ученических рисунков общеобразователь­ных школ России, организованные Академией художеств в Петербурге (1871-1872), показали переход учебных заведений от «архаичес­кого» геометрического метода к рисованию с натуры.

Вопросы для закрепления:

1.Дайте характеристику геометрического, копировального и натурального метода рисования.

2.Обоснуйте их положительные и отрицательные стороны для обучения.