Тема 11. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

Тема 10. РОЛЬ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Академия трех знатнейших искусств» явилась крупнейшей профессиональной школой для художников России и центром, который руководил художественной жизнью страны, во многом определяя развитие русского искусства.

Организация обучения в Академии художеств соответствовала европейским академиям. Один раз в три года в училище набирали мальчиков 5-6-летнего возраста. Пребывание в училище было рассчитано на 15 лет. В течение 9 лет, будучи разделены на «3 возраста» ученики получали общее образование по рисованию и началам теории искусства. Наиболее способные из воспитанников после сдачи экзаменов переходили в четвёртый возраст, т.е. «художественные классы», собственно Академию и распределялись по специальностям в классы живописи, скульптуры, архитектуры и гравирования. Четвертый возраст рисовал обнаженную живую натуру и изучал анатомию. Программа обучения была рассчитана на 6 лет и состояла из ряда последовательно усложнявшихся заданий.

В стенах Академии сосредоточились огромные ценности - первоклассные произведения западноевропейских художников. В конце XVIII века появляются «оригиналы» отечественных рисовальщиков.

В первые годы в Академии преподавали иностранные мастера, однако на смену им быстро пришли русские художники: А.Лосенко, Д.Левицкий, Ф.Рокотов, Ф.Гордеев, И.Прокофьев, В.Баженов, И.Старов и др.

Одним из нерушимых устоев академического образования было знание античных произведений. Античное искусство являлось высшим мерилом и эстетическим идеалом стиля классицизма, получившим в России широкое распространение во второй половине ХVIII века, который проявлялся в огромном интересе не только к античному искусству и истории, но и к героическому прошлому и актуальным проблемам своего народа.

Необходимый опыт для рисунка в натурном классе накапливался постепенно: начинали с деталей лица, затем кисти рук, следки ног, далее - работа в классе гипсовых голов.

Система оценок ученических рисунков строилась на последовательном выводе «номеров», согласно числу рисующих определенную постановку. Первые номера соответствовали лучшим учебным показателям. Права перехода в следующий класс воспитанник удостаивался в результате получения от первого до пятого и шестого номера, т.е. строго индивидуально и независимо от возраста.

Воспитанники ежемесячно отчитывались за свою работу на экзамене по рисунку с фигуры, с точным указанием затраченных на исполнение задания дней. Все классы обходил Совет профессоров.

Наиболее достойных выпускников посылали за счет Академии «пенсионерами» за границу для совершенствования и изучения великих произведений западноевропейской классики. Они должны были представить в Академию копии с работ выдающихся художников и собственные оригинальные произведения. За них авторы часто получали звания «назначенных», т.е. кандидатов в академики и даже академиков.

Особенностью всех классов Академии было то, что учащиеся зачастую работали вместе с педагогами - крупнейшими художниками того времени, наблюдая весь процесс создания художественного произведения.

Важно и другое. Произведения конкурсантов, удостоенные медалей, отчеты пенсионеров, работы, выполненные на соискание званий академика или профессора, оставались в Академии как живой пример для подражания. За долгие годы такого коллекционирования при Академии сформировался музей, состоящий из произведений живописи, скульптуры, графики и архитектуры.

Вопросы для закрепления:

1. Назовите предпосылки и основные этапы создания Академии художеств в России.

2. Что рисовали в оригинальных, головных, фигурных и натурных классах?

3. Как часто проводились экзамены в АХ и какие выставлялись ученикам оценки?

6.Какие оценки давали право перевода из класса в класс?

7.Кто из воспитанников имел право на заграничную поездку?

В России в начале XIX века в были открыты массовые общеобразо­вательные школы. В XVIII веке первые школы были школами специального назначения: кадетские корпуса, воспитательное училище благородных девиц, народные училища для подготовки учителей.

В 1804 г. учрежден первый педагогический институт. В 1811 г. в Царском Селе был основан лицей, открываются гимназии. Во всех перечислен­ных учебных заведениях было введено рисование. В уездных училищах (с двумя классами) на рисование отводи­лось по 4 часа в каждом классе, в гимназиях - 4 часа в неделю. Позднее в первых пяти классах гимназий на рисование бы­ло отведено 10 часов в неделю.

В 1820 - начале 1830 г.г. Академия художеств перестает быть единственным центром художественного образования в России, хотя и сохраняет ведущую роль. В начале 1830 годов в Москве был образован Натурный класс, переросший впоследствии в Московское училище живописи. Еще раньше, в 1820 году, А.Венецианов открывает школу в деревне Сафонкове Тверской губернии, где занимается по своему методу с учениками, обращаясь к народной жизни.

Рисунок и методы его преподавания получают самое широкое распространение. В 1825 г. в Москве открывается Училище технического рисо­вания со специальным отделением, на котором должны готовится учи­теля рисования и черчения. В 1843 г. Министерство народного просвещения издает циркуляр о замещении должностей учителей рисования и черчения вы­пускниками Строгановского училища. Подготовлена хорошая почва для развития методики обучения рисованию в специальных и общеобразовательных учебных заведениях.

Впервые появляется совершенно новый взгляд на методику преподавания в отечественной и западноевропейской литературе - о системе в изложении материала, об обучении рассуждать и мыслить, о нагляд­ности в обучении, о роли психологии как науки. «Надобно знать ум детский,- тогда и телесный глаз утончится».

В 1840 году в Академии произошло коренное изменение: Воспитательное училище было упразднено т.к. появились школы, осуществляющие начальное художественное образование. Право учиться получают представители демократических слоев общества, юноши, приходящие в Академию со своими взглядами. Введены конкурсные экзамены. Наступает новый этап развития русского реализма, критическое направление в национальной живописи. Становится все более устойчивым стремление к бытовому жанру.

К середине XIX века русская школа академического рисунка до­стигает небывалой высоты. С одной стороны - в Академии художеств В.К.Шубуев, А.И.Иванов, А.Е.Егоров, А.П.Сапожников, с другой - А.Г.Венецианов, А.Б.Ступин - все они разрабатывали свои методы воспитания художников.

В 1879 году при Академии художеств учреждены педагогические курсы для подготовки учителей рисования (вместо Воскресных рисо­вальных классов) с нормальной школой и музеем учебных пособий. В школе проходили педагогическую практику, музей приобретал и хранил учебные пособия по рисованию. К концу второго года слушатели курсов держали экзамен по методике рисования. С 1903 года право преподавать рисование имели окончившие высшее художественное училище при Академии художеств со званием художника и педагогические курсы, а также окончившие курс ВХУ без педагогических курсов. Свидетельства об окончании имели три разряда: для средних учебных заведений, для низших городских училищ, для начальных училищ.

После 1905 года революционное брожение охватило всю Академию. Художники живо откликаются на события бурных дней. Многие выпускники Академии художеств сыграли впоследствии огромную роль в развитии советского искусства, внеся вклад в советскую художественную школу.

Вопросы для закрепления:

1.В каких учебных заведениях преподавалось рисование в XVIII веке?

2.Как осуществлялась подготовка учителей рисования?

3.Какие изменения произошли в XIX веке?

4.Какова в этот период была роль Академии художеств?