Тема 5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Вопросы для закрепления.

1.Назовите основные периоды развития методов обучения рисованию после античности.

2.Какие положительные и отрицательные стороны характерны для этих периодов?

3. Выполните наброски фигуры человека с натуры сангиной.

Эпоха Возрождения открывает новую эру в истории развития изобразительного искусства и в области методов обучения рисованию. В эту эпоху учеб­ный рисунок получает новое развитие. Над его проблемами начинают ра­ботать лучшие мастера изобразительного искусства: Альберти, Леонардо да Винчи и многие другие. Все художники Возрождения рассматривали рисунок как серьезную научную дисциплину, где на прак­тике надо было усвоить законы перспективы, оптики и сведения об ана­томии человека. В связи с этим особое значение придается обучению изобразительным искусствам.

Художественные мастерские эпохи Возрождения - боттеги – были своего рода научными лабораториями, где ученики изучали ювелирное дело, литературу, математику, скульптуру, живопись и архитектуру. Обуче­ние шло по строгой системе. Обучение рисованию было тесно связано с композицией, рисунок не являлся самоцелью, как самостоятельный учебный предмет, а носил прикладной характер, был основой живописи, скульптуры, ювелирного дела.

Упорядочивая систему обучения изобразительному искусству, художники эпохи Возрождения стремились теоретически обосновать наиболее важные положения рисунка, живописи, композиции.

Здесь прежде всего необходимо отметить "Трактат о жи­вописи" Ченнино Ченнини (1372-1440), являющийся своеобразным спра­вочником для художников, своего рода историческим документом пере­ходного периода от Средневековья к Возрождению.

Трактат «Три книги о живописи», написанный Л.-Б. Альберти, флорентийским зодчим, артистом, писателем и ученым (1407-1477) - самый замечательный труд из всего, что было написано по теории рисова­ния в эпоху Возрождения. Основные положения и выводы, которые делает Леон-Баттиста Альберти о рисунке и основных правилах построения изображения на плоскости, принципиально не расходятся с современными взглядами и установками на академический рисунок.

Леонардо да Винчи(1452-1519) был не только великим художником, но и великим ученым, инженером. Как известно, "Трактат о живописи" составлен по запискам и заметкам Леонардо да Винчи учеником великого мастера Франческо Мельци, которому незадолго до смерти Леонардо завещал все свои труды. В этой книге собраны самые разнообразные сведения о строении вселенной, о возникновении и свойстве облаков, о скульптуре, о поэзии, о воздушной и линейной перспективе.

Среди художников эпохи Возрождения, занимавшихся проблемами обучения, видное место принадлежит Альбрехту Дюреру (1470-1518).Теоретические труды Дюрера во многом способствовали дальнейшему развитию методики преподавания рисования, т.к. он считал, что в ис­кусстве в основном необходимо опираться на точные научные знания.

Дюрер много времени потратил на изучение перспек­тивы. Результатом этих занятий явилась книга «Наставления в измере­нии циркулем и линейкой». Второй труд Дюрера – «Трактат о пропорциях человека». Используя все доступные источники, Дюрер пытался найти правила построения человеческой фигуры через геометрическое доказательство и математические расчеты.

Значение теоретических трудов художников эпохи Возрождения в том, что они сумели ответить на самые высокие запросы художников, теоретически обосновать наиболее актуальные проблемы искусства и практически выразить их в своих произведениях. Большой вклад внесли они в методику преподавания рисования, направив последующие поколения художников-педагогов на правильный путь развития методики, способствуя становлению рисования как учеб­ного предмета.