Тема 4. ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ И В СРЕДНИЕ ВЕКА.

Вопросы для закрепления.

1.Что являлось основой изобразительного искусства в Древней Греции?

2.В чем суть вклада Поликлета в обучение рисованию?

3.На чем основывались методы обучения рисованию в Древней Греции?

Римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания, продолжая пользоваться достижениями греческих художников, в основном ко­пируя их произведения. Работа с образцов, механическое повто­рение приемов способствовали тому, что римские художники-педагоги все больше отходили от продуманных методов обучения, которыми поль­зовались древнегреческие художники.

Следует отметить, что римляне в качестве рисовального материала стали употреблять сангину, которую высоко оценили затем художники эпохи Возрождения.

В эпоху средневековья все достижения реалистического искусства Древней Греции были утеряны. Погибли драгоценные рукописи и многие прославленные произведения древних мастеров. Начиная со времен императоров Рима и до эпохи Возрождения, в основу метода обучения было положено механическое копирование с образцов. Рисунок стал условным, схематичным, а творчество средневековых художников отвлеченным и мистическим. Они не задумывались об анатомической закономерности строения формы головы, плечевого пояса, рук, ног и т.д. Научное познание мира осуждалось церковниками вплоть до сжигания виновных на кострах.

Анализ средневековых рисунков манускриптов, церковных книг и летописей говорит о том, что четко разработанных правил и законов рисунка, обязательных для художников, т.е. изобразительной грамоты, в ту эпоху не было. Не было, следовательно, и четкой методики обучения рисунку.

Отдельные попытки научно-теоретического обоснования основных положений рисунка, которые делались в то время, были скорее исключением. Например, в трудах Виллара де Онекура, Однако, если мы проанализируем рисунки, чертежи и схемы Виллара де Онекура, то легко убедимся, что он далек от того научного обоснования методов обучения, которое мы видим в трудах художников Возрождения и от тех задач, которые должны быть поставлены в учебном рисунке. В его записных книжках ясно проглядывает стремление обрисовать различные предметы – фигуру и лицо человека, очертания животных – строго геометрическими формами свойственными готическому собору.

По сравнению с западноевропейским искусством средних веков византийское искусство отличалось большой степенью канонизации в рисунке, особенно при изображении человеческой фигуры.

Составленные специальные руководства для молодых художников и мастеров иконописного дела были завезены в Россию, где иконописное искусство достигло высокой степени мастерства. Таково «Наставление в живописном искусстве», составленное монахом Дионисием из Фурны (Фурнаграфиотом) между 1701 и 1745 г.г. В этой работе много интереснейших фактов, относящихся непосредственно к ремеслу живописца, в частности, к работе над подготовительным рисунком. Однако видно, что навыки в рисовании византийские мастера приобретали методом копирования с образцов.

Копирование с образцов являлось основным методом обучения и в декоративно-прикладном искусстве в мелких городских ремесленных мастерских, которые объединялись в цехи, гильдии, братства.

Итак, мы видим, что развитие рисования как учебной дисциплины в эпоху средневековья было приостановлено. Фактически были утрачены те научно-теоретические положения реалистического рисунка и методы его преподавания, которые были выработаны художниками античности. Чтобы восстановить методы реалистического рисунка, надо было все начинать сначала. Это сделали художники эпохи Возрождения.