Тема 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

I.I. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА РИСУНКА И МЕТОДЫ ЕГО ПРПОДАВАНИЯ

III курс, 5 семестр

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

Дисциплина для специальности 050602.65 -

«Изобразительное искусство»

 

Разработал:

доцент____ Г.А.Поровская

 

 

 

 

I. РАЗДЕЛ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Изобразительное искусство существовало тысячелетиями – от палеолитических наскальных росписей до современных экспериментов постмодернизма. Рисовать человек начал в глубокой древности. Об этом свидетельствуют многочисленные рисунки, найденные археологами. Первобытный человек эпохи палеолита в отличие от неандертальца видится нам сегодня как «человек рисующий». Наскальные росписи пещеры Альтамира в Испании, Монтеспан во Франции, Каповой пещеры на реке Белой в Башкирии, в горных районах Сахары являются шедеврами мирового искусства. Среди этих изображений легко узнаваемые мамонты, бизоны, зубры, олени, степные лошади. Примечательно, что анималистическая тема в наскальной живописи выражена значительно ярче, чем антропоморфная.

Причины появления анималистических росписей виделись в разном -в охотничьей магии, в «подсказках природы», в способности первобытного человека к эстетическому удовольствию, к пассивному созерцанию. Наиболее известное объяснение анималистических росписей как аксессуаров охотничьего ритуала, неизбежно сталкивались с вопросом о том, почему в одних условиях рождались «реалистические изображения», а в других – «условные».

Примером наиболее ярких и монументальных памятников неолита являются наскальные изображения (петроглифы) Карелии. Они открыты на восточном берегу Онежского озера у деревни Бесов Нос и на реке Выг у города Беломорска. Сюжеты онежских петроглифов – в основном лесные звери (олени и лоси, заменившие мамонтов и других животных палеолита), водоплавающие птицы в строго профильной передаче (лебеди, гуси, утки), загадочные знаки, отдельные человекоподобные фигурки. Эти сюжеты образны и художественны, хотя каждый элемент изображения выбит на глянцевой поверхности гранита.

Широкое распространение получает геометрический орнамент. Он наносился, прежде всего, на ритуальные предметы, которые, неся магический подтекст, выступали посредниками в общении с потусторонними силами. В орнаменте, нанесенном на предметы труда и быта, природные формы тоже подвергаются стилизации, абстрагированию, переосмыслению. В зависимости от материала складываются и принципы декора.

Характерным примером подобной изобразительной практики являются изделия трипольской культуры (IV-III тысячелетие до н.э.). На них изображению охоты, в отличие от земледелия, принадлежала совсем незначительная роль. Рукотворные изделия приобретают форму тел животных. Узорочье на предметах быта, как и символика на ритуальных предметах, имеет местные особенности, благодаря которым стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам ученика, т.к. видел в нем помощника и продолжателя своего дела. Показывая как надо выполнять тот или иной узор, мастер постепенно вырабатывал свои приемы и методы обучения. Однако настоящее обучение искусствам возникло только в эпоху цивилизации.

Вопросы для закрепления:

1.Рассмотрите изображения наскальных композиций. Назовите их местонахождение. К какой эпохе относится изображение?

2.Что изображали первобытные художники в наскальных рисунках?

3.Выделите из наскальных композиций петроглифы. В чем их особенности?

4.Каким образом появление обучения искусству в древности было связано с прикладным творчеством?