Алгоритм комплексного филологического анализа художественного текста
1. Определение (в общем виде) функционально-стилевой принадлежности художественного текста.
2. Анализ семантического пространства текста:
2.1. Анализ концептуального пространства текста.
2.1.1. Выявление набора ключевых слов текста.
2.1.2. Определение базового концепта.
2.1.3. Описание концептосферы базового концепта.
2.2. Анализ денотативного пространства текста.
2.2.1. Выявление макроструктуры текста - набора макропропозиций и связывающих их отношений.
2.2.2. Описание особенностей лексико-семантических репрезентаций текстовых ситуаций.
2.2.3. Анализ художественного времени и способов его текстового воплощения.
2.2.4. Анализ художественного пространства и языковых способов его воплощения.
2.3. Анализ эмотивного пространства текста.
2.3.1. Выявление и характеристика эмотивных смыслов в структуре образов персонажей.
2.3.2. Выявление и характеристика эмотивных смыслов в структуре образа автора.
2.3.3. Анализ эмоциональной тональности текста с использованием психолингвистического эксперимента и лексико-семантического анализа текста.
2.3.4. Выявление экстенсиональных эмотивных смыслов.
3. Анализ структурной организации текста:
3.1. Анализ членимости текста.
3.1.1. Описание особенностей объемно-прагматического членения текста.
3.1.2. Анализ структурно-смыслового членения текста.
3.1.2.1. Выявление ССЦ.
3.1.2.2. Описание внутреннего композиционного устройства CCЦ.
3.1.3. Анализ контекстно-вариативного членения текста.
3.1.3.1. Выявление и характеристика представленных в тексте композиционно-речевых форм авторской речи (описание, повествование, рассуждение).
3.1.3.2. Характеристика используемых в тексте способов репрезентации чужой речи (полилог, диалог, монолог, конструкции с прямой, косвенной и несобственно-прямой речью, поток сознания, внутренний монолог, аутодиалог, текстовые вкрапления с внутренней речью).
3.2. Анализ связности текста.
3.2.1. Выявление и характеристика текстообразующих логико-семантических связей.
3.2.2. Анализ текстообразующих грамматических средств связи.
3.2.3. Анализ текстообразующих прагматических связей.
4. Характеристика используемых в тексте приемов актуализации смысла (выявление текстовых доминант):
4.1. Своеобразие выбора лексических единиц и используемых лексических категорий.
4.2. Частотность повторяющихся синтаксических структур.
4.3 Особенности порядка слов.
4.4. Использование в тексте образных средств и стилистических приемов.
5. Обобщение результатов филологического анализа художественного текста.
Основная литература
1. Аверинцев С.С. Филология. Русский язык: Энцикл. М., 1979.
2. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.
3. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста: Учебник. Практикум. М., 2003.
4. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д., 1993.
5. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XXвв. М., 1987. С. 387 – 422.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.
7. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества. М., 1979.
8. Белянин В.П. Психолингвистический и концептуальный анализ художественного текста с позиций доминанты // Логический анализ языка. Концептуальный анализ. М.,1990.
9. Брандес М.П. Стилистический анализ. М.,1990.
10. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.,1963.
11. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.,1971.
12. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр. тр. М., 1980.
13. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.
14. Гак В.Г. О семантической организации текста // Лингвистика текста: Материалы науч. конф. М., 1974.
15. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
16. Григорьев В.П. Из прошлого лингвистической поэтики и интерлингвистики. М., 1993.
17. Дейк Т.А. ван. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М., 1978.
18. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.
19. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.
20. Кожина М.Н. Об отношении стилистики к лингвистике текста // Функциональный стиль научной прозы: Проблемы лингвистики и методики преподавания. М., 1980.
21. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986.
22. Кубрякова Е.С. О связях между лингвистикой текста и словообразованием // Лингвистические проблемы текста. М., 1983.
23. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988.
24. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.
25. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
26. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
27. Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык // Пражский лингвистический кружок. М., 1967.
28. Николаева Т.М. Лингвистика текста: Современное состояние, синтаксис и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М., 1978.
29. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.
30. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
31. Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: Антол. М., 1997.
32. Реформатский Л.Л. Лингвистика и поэтика. М., 1987.
33. Русский язык: текст как целое и компоненты текста // XI Виноградовские чтения. М., 1982.
34. Сорокин Ю.А. Текст, цельность, связность, эмотивность // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982.
35. Степанов Г.В. Несколько замечаний о специфике художественного текста // Лингвистика текста. Вып. 103.М., 1976.
36. Степанов Г.В. О границах лингвистического и литературоведческого художественного текста. М., 1980.
37. Томашевский Б.В. Стилистика. Л., 1983.
38. Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. М., 1965.
39. Успенский Б.А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.
40. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л., 1990.
41. Якобсон Р. Доминанта / пер. И. Чернова // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Т.1 Тарту, 1976.
42. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.,1987.
Дополнительная литература
1. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
2. Арутюнова Н.Д. Номинация и текст // Языковая номинация: Виды наименований.М., 1977.
3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990. С. 5 – 32.
4. Барт Р. Текстовой анализ // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 9. М., 1980.
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
6. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994.
7. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе. М., 2000.
8. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии, 1994. № 4.
9. Болотнова Н.С. Коммуникативные универсалии и их лексическое воплощение в художественном тексте // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. 1992. №4. С. 75-87.
10. Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М., 1978. С. 402 – 421.
11. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1980.
12. Гаспаров М.Л. Язык, понятие, образ: Лингвистика языкового существования. М., 1996.
13. Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. М., 1983.
14. Григорьев В.П. Поэтика слова. М.,1979.
15. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.
16. Данеш Ф., Гаузенсблас К. Проблематика уровней с точки зрения структуры высказывания и системы языковых средств // Единицы разных уровней языка и их взаимодействие. М., 1969. с. 7 – 20.
17. Долинин К.А. Интерпретация текста. М., 1985.
18. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Исслед. по семантике, психолингвистике, поэтике. М., 1998.
19. Золотова Г.А. и др. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998.
20. Караулов Ю.Н., Петров В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
21. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4.
22. Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психолингвистике // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев, 1979.
23. Лескисс Г.А. Синтагматика и парадигматика художественного текста // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. т.40, № 5. С. 430 – 441.
24. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.
25. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек – текст – семиосфера - – история. М., 1996.
26. Максимов Л.Ю. Лингвистический анализ художественного текста: Прогр. М., 1992.
27. Новиков А.И. Семантическое пространство текста и способы его членения // Категоризация мира: пространство и время. М., 1997.
28. Новиков Л.А. Язык и художественное познание: Методологические заметки об эстетическом освещении действительности // Методология лингвистики и аспекты изучения языка. М., 1988.
29. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17; Теория речевых актов. М., 1986.
30. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1985.
31. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.,1985.
32. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М., 1988.
33. Степанов Ю.С. Язык и метод: к современной философии языка. М., 1998.
34. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семиотика и структура. М., 1983.
35. Труды по знаковым системам. Вып. 14; Текст в тексте: Semiotika. Тарту, 1988.
36. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста. М., 1987.
37. Шкловский В.Б. Новелла тайн // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Тарту, 1976.
38. Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990.
39. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.
40. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л.,1969.
41. Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М., 1983.