Тема 10. Эффективность затрат.

 

Эффективность, сущность, теоретические подходы к определению. Общая (абсолютная) и сравнительная. Показатели эффективности капитальных вложений. Расчет годового экономического эффекта.

 

 

Научно-технический прогресс (НТП) – непрерывный процесс открытия новых знаний и применение их в производстве.

Обычно выделяют следующие направления НТП:

1) комплексная механизация и автоматизация производственных процессов;

2) механизация и автоматизация управления;

3) использование новых видов энергии, материалов;

4) применение химических процессов при создании новых технологий.

Можно выделить следующие виды новой техники:

приниципиально новая, не имеющая аналога, самая дорогая (5-10 лет);

новая техника, имеющая аналоги. Она заимствуется из других отраслей и привязывается к конкретному производству (3-4 года);

усовершенствованная техника, как результат модернизации (0,5-2 года). При ее внедрении предприятие несет небольшие затраты.

Эффективность производства находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, характеризующих эффективность использования основных элементов производственного процесса.

Система показателей экономической эффективности производства должна соответствовать следующим принципам:

обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей

эффективности производства;

определять уровень эффектиности использования всех видов, применяемых в производстве ресурсов;

обеспечивать измерение эффектиновности производства на разных уровнях управления;

стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффектинвости производства.

Частные показатели технического уровня и эффективность новой техники можно условно разделить на две группы показателей:

1) показатели, оценивающие воздействия орудия труда на

техническую оснащенность производства. К ним относятся:

коэффициенты обновления и выбытия;

коэффициенты механизации (отношение объема производства продукции, изготовленной машинами, к общему объему либо как отношение количества механизированных операций техпроцесса к их общему количеству);

коэффициент физического износа (отношение фактического срока службы к сроку полезного использования);

средний возраст оборудования;

фондоотдача.

2) показатели, воздействия на предметы труда:

материалоемкость продукции. Определяется как доля стоимости сырья,

основных и вспомогательных материалов в полной себестоимости продукции:

емкость конкретного ресурса (энергоемкость, металлоемкость и пр.)

Эффективность производства представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ресурсов производства за определенный промежуток времени.

Эффективность производства характеризует повышение производительности труда, наиболее полное использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших результатов при наименьших затратах.

Оценка экономической эффективности производится путем сопоставления достигнутых результатов производства с затратами:

Конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный промежуток времени является чистая продукция, т.е. вновь созданная стоимость, а конечным финансовым результатом коммерческой деятельности – прибыль.

Экономический эффект – конечный результат применения новшеств, измереяемый абсолютными величинами.

Ими могут быть прибыль, снижение материальных, трудовых затрат и т.д.

Расчет эффективности ведется по:

– сроку окупаемости капитальных затрат:

– коэффициенту эффективности затрат на новую технику, который иначе называется коэффициентом рентабельности капитала:

 

При расчетах экономического эффекта необходимо учитывать фактор времени путем приведения разновременных затрат и результатов к одному (единому) моменту времени, т.е. к расчетному году.

При оценке эффективности организационных инноваций их подразделяют на две группы:

нововведения, требующие определенных дополнительных одновременных затрат (капитальных вложений);

нововвдения, не требующие дополнительных инвестиций.

Эффективность первой группы организационных нововведений рассчитывается так же, как и технико-технологических.

Оценка эффективности беззатратных нововведений осуществляется

на основе исчисления экономии текущих затрат, вызванной осуществлением таких организационных инноваций.

При определении эффективности нововведений необходимо также учитывать социальные и экологические результаты (безопасность объектов инноваций).

Эффективность производства можно разделить на группы:

по последствиям – экономическая, социальная и экологическая;

по месту получения эффекта – локальная (эффективность рассматриваемая на уровне отдельно взятого предприятия) и народнохозяйственная;

по степени увеличения (повторения) – первичная (одноразовый эффект) и мультипликационная (с многократным повторением);

по цели определения – абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат и ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального из нескольких вариантов решений).

Все вместе виды эффективности формируют общую интегральную эффективность деятельности предприятия.

Достижение экономического или социального эффекта связано с необходимостью осуществления текущих и единовременных затрат.

К текущим затратам относятся затраты, включаемые в себестоимость продукции.

Единовременные затраты – это авансированные средства на создание основных и прирост оборотных фондов в форме капитальных вложений, которые дают отдачу только через некоторое время.

Сравнительная эффективность вариантов рассчитывается по критерию минимальных приведенных затрат:

Для получения достоверных выводов необходимо выдерживать условия сопоставимости вариантов:

одинаковое качество продукции;

равная производительность;

равные сроки выпуска;

равные технологические возможности вариантов (номенклатура операций).

Все факторы роста эффективности можно классифицировать по трем признакам:

1) по источникам повышения эффективности, основными из которых являются: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции;

2) по основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудодой деятельности и др.;

3) по уровню реализации в системе управлния производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на:

внутренние (внутрипроизводственные). К ним относятся: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.;

внешние – это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы.

Основные показатели оценки технико-организационного уровня производства:

степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом;

техническая оснащенность труда (фондовооруженность труда и энерговооруженность труда);

доля новых технологий в объеме или трудоемкость продукции;

средний возраст применяемых технологических процессов;

коэффициент использования сырья и материалов (выход готовой продукции из единицы сырья);

мощность (производительность) оборудования;

удельный вес прогрессивного оборудования в общем его парке;

средний срок эксплуатации оборудования и т.д.

 


[1] Ричард Отт. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг/Перевод с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003 - 320с.

[2] Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 2003.-416с.

[3] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент - СПб: Питер Ком, 1998.-896.: ил.

[4] Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков М.: Русская Деловая Литература, 2003.-416с.

[5] Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: «Инфра – М», 2004.-305с.

[6] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент – СПб: Питер Ком,1998.-896с.: ил.