Психологические механизмы, влияющие на принятие управленческих решений

Выбор альтернативы.

Оценка альтернатив.

Модели принятия управленческих решений

Требования к решениям

• эффективность решения;

• обоснованность решения;

• своевременность решения;

• реализуемость (выполнимость) решения.

  1. РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ или модель «сначала думать»

Этапы рационального решения проблемы. Этапы:

  1. Диагностика проблемы

• проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.

• проблемы рассматриваются также как потенциальную возможность

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения

Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей.

3. Определение альтернатив.

В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы

следует выбрать альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

Модель рационального мышления или модель «сначала думать» эффективно работает при следующих условиях:

• проблема очевидна

• данные надежны

• дисциплина налажена

2. МОДЕЛЬ «СНАЧАЛА ДЕЛАТЬ», состоит из следующих ступеней:

постановка – выбор – фиксация

 

Модель «сначала делать» предпочтительна в случае, когда:

• ситуация нова и запутана

• сложные детали можно прояснить лишь в ходе реализации

3. МОДЕЛЬ “СНАЧАЛА ВИЖУ” (по Г.Минцбергу).

Стадии принятия решений:

1. Подготовка

2. Инкубирование (вынашивание)

3. Озарение

4. Верификация (подтверждение)

Модель «сначала видеть» необходима при следующих обстоятельствах:

• множество различных элементов необходимо свести в творческое решение

• существует возможность следовать такому решению

Неопределенность —это неполнота или недостоверность информации об условиях реализации решения, наличие фактора случайности или противодействия .

По степени неопределенности решения бывают:

• решения, принимаемые в условиях определенности (детерминированные)

• решения, принимаемые в условиях риска (стохастические или вероятностные)

• решения принимаемые в условиях неопределенности (недетминированные)

1. Особенности мышления (творческие способности, логика, скорость мышления, пространственное мышление и пр.);

2. Мотивация ( степень заинтересованности в принятии тех или иных решений);

3. Личностные особенности (тревожность, уровень самооценки и пр.);

4. Деловые качества (ответственность, настойчивость, самостоятельность, коммуникабельность и пр.);

5. Ценности и установки, лежащие в основе приоритетов, и предрасположенность к конкретным действиям.

6. Этические принципы, которых придерживается руководитель (справедливость, честность, внимание к людям и пр.)