Психологические механизмы, влияющие на принятие управленческих решений
Выбор альтернативы.
Оценка альтернатив.
Модели принятия управленческих решений
Требования к решениям
• эффективность решения;
• обоснованность решения;
• своевременность решения;
• реализуемость (выполнимость) решения.
- РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ или модель «сначала думать»
Этапы рационального решения проблемы. Этапы:
- Диагностика проблемы
• проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.
• проблемы рассматриваются также как потенциальную возможность
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения
Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей.
3. Определение альтернатив.
В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы
следует выбрать альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.
Модель рационального мышления или модель «сначала думать» эффективно работает при следующих условиях:
• проблема очевидна
• данные надежны
• дисциплина налажена
2. МОДЕЛЬ «СНАЧАЛА ДЕЛАТЬ», состоит из следующих ступеней:
постановка – выбор – фиксация
Модель «сначала делать» предпочтительна в случае, когда:
• ситуация нова и запутана
• сложные детали можно прояснить лишь в ходе реализации
3. МОДЕЛЬ “СНАЧАЛА ВИЖУ” (по Г.Минцбергу).
Стадии принятия решений:
1. Подготовка
2. Инкубирование (вынашивание)
3. Озарение
4. Верификация (подтверждение)
Модель «сначала видеть» необходима при следующих обстоятельствах:
• множество различных элементов необходимо свести в творческое решение
• существует возможность следовать такому решению
Неопределенность —это неполнота или недостоверность информации об условиях реализации решения, наличие фактора случайности или противодействия .
По степени неопределенности решения бывают:
• решения, принимаемые в условиях определенности (детерминированные)
• решения, принимаемые в условиях риска (стохастические или вероятностные)
• решения принимаемые в условиях неопределенности (недетминированные)
1. Особенности мышления (творческие способности, логика, скорость мышления, пространственное мышление и пр.);
2. Мотивация ( степень заинтересованности в принятии тех или иных решений);
3. Личностные особенности (тревожность, уровень самооценки и пр.);
4. Деловые качества (ответственность, настойчивость, самостоятельность, коммуникабельность и пр.);
5. Ценности и установки, лежащие в основе приоритетов, и предрасположенность к конкретным действиям.
6. Этические принципы, которых придерживается руководитель (справедливость, честность, внимание к людям и пр.)