Бюджетное прогнозирование

Под бюджетным прогнозированием понимаются обоснованные и опи­рающиеся на реальные расчеты предположения о направлениях разви­тия бюджета, его возможных состояниях в будущем и альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Прогноз является основой бюджетного планирования и опирается на анализ состояния бюджета на текущий момент и предшествующую ему динамику.

В ходе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные под­ходы к формированию бюджетной политики государства, разные концеп­ции развития бюджета на основе учета системы экономических и соци­альных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях.

Основное содержание работы по бюджетному прогнозированию за­ключается, в первую очередь, в составлении прогноза бюджетных дохо­дов. При этом решается следующая система задач:

1. расчет объема финансовых ресурсов в целом по стране;

2. определение размера возможного изъятия финансовых ресурсов в доход государства;

3. выявление наиболее эффективных форм и методов изъятия де­нежных средств в бюджет;

4. исследование возможностей воздействия через систему налого­обложения на развитие сферы производства и услуг;

5. определение оптимальных пропорций распределения доходов меж­ду бюджетами разных уровней - федеральным, региональным и ме­стным.

Информационной базой для прогнозирования доходов бюджета яв­ляются: план-прогноз социально-экономического развития страны на прогнозируемый период; планы-прогнозы отраслевых министерств и ведомств; прогнозные оценки объемов производства и реализации про­дукции, услуг, прибыли; доходы негосударственных коммерческих и некоммерческих структур; объем имущества юридических и физиче­ских лиц; сумма доходов населения и др.

 

Проект федерального бюджета

Существенную роль при составлении проекта бюджета играют пред­варительно разработанные финансовые прогнозы и планы.

Порядок составления проекта федерального бюджета определен в ст. 184 БК РФ. Составление проекта федерального бюджета осуще­ствляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 ме­сяцев до начала очередного финансового года, им же определяются порядок и сроки составления проекта федерального бюджета. Уполно­моченный орган исполнительной власти организует разработку прогно­за социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-эко­номического развития РФ, положенного в основу перспективного фи­нансового плана.

Министерство финансов РФ организует разработку: проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную пер­спективу; проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проек­том федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного про­гноза социально-экономического развития РФ и прогноза Сводного финансового баланса по территории РФ (см. Лекцию 5).

Составление региональных бюджетов базируется на: Бюджетном по­слании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей тер­ритории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; плане развития государственного или муниципального сектора эконо­мики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Первый этап формирования федерального бюджета — разработка фе­деральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной фи­нансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. Вторым этапом формирования федерального бюджета является распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирова­ния на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получате­лям бюджетных средств, а также разработка указанными органами пред­ложений о проведении структурных и организационных преобразова­ний в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в оче­редном финансовом году, о приостановлении действия указанных норма­тивных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти фор­мирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финан­сированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу. Осуществляются разработка и согласо­вание федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, законо­проектов о МРОТе, о минимальном размере государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году:

В период с 15 июля но 15 августа года, предшествующего очеред­ному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фон­дов на очередной финансовый год, проект перспективного финансо­вого плана, другие документы и материалы, характеризующие бюд­жетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством фи­нансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и ут­верждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

 

Рассмотрение и утверждение бюджетов

Порядок предоставления и рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждение определяются:

для федерального бюджета - Бюджетным кодексом РФ;

для бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ;

для местного бюджета - правовыми актами органа местного само­управления.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете не позднее 26 ав­густа текущего года одновременно со следующими документами и материалами: предварительными итогами социально-экономическо­го развития РФ за истекший период текущего года; прогнозом социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год; основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; планом развития государственного и муниципального секторов экономики; прогнозом Сводного финансово­го баланса по территории РФ на очередной финансовый год; прогно­зом консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый ; год; основными принципами и расчетами по взаимоотношениям фе­дерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в очередном финансовом году; проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмот­ренных к финансированию из федерального бюджета на очередной

финансовый год; проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и др.

Государственная Дума рассматривает проект закона о бюджете в не­скольких чтениях. Проект федерального закона в первом чтении рас­сматривается в течение 30 дней со дня его внесения. При рассмотрении проекта в первом чтении Государственная Дума заслушивает: доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету, доклад Предсе­дателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

Во втором чтении утверждаются: расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пре­делах общего объема расходов федерального бюджета, размер Федераль­ного фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

При рассмотрении Государственной Думой проекта в третьем чтении утверждаются: расходы федерального бюджета по подразделам функци­ональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распоря­дителям средств федерального бюджета; распределение средств Феде­рального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ; основные показатели государственного оборонного заказа и др.

Государственная Дума рассматривает в четвертом чтении проект фе­дерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в тре­тьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законо­проект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федераль­ном бюджете передается на рассмотрение Совета Федерации. При рас­смотрении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосование проводится на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год направляется Прези­денту РФ для подписания и обнародования.

Федеральный закон о федеральном бюджете не вступает в силу до начала очередного финансового года в случаях:

а) непринятия Государственной Думой проекта до 15 декабря теку­щего года;

б) невступления в силу федерального закона о федеральном бюд­жете по другим причинам до 1 января очередного года.

В этих случаях Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квар­тале очередного финансового года.