Лекция 5

Стандарт пользовательского интерфейса для диалогово-информационных технологий

Пользовательский интерфейс включает в себя 3 понятия:

1. общение приложения с пользователем

2. общение пользователя с приложением

3. язык общения или представление интерфейса

Свойствами интерфейса являются: конкретность и наглядность.

Первый командный интерфейс имел ряд недостатков: многочисленность команд, сложность ввода команд, отсутствие стандартов для приложения и т.д.

Для преодоления этих недостатков были разработаны программные оболочки типа Norton Commander. Основополагающее решение по разработке пользовательского интерфейса были сделаны в исследовательском центре Пало-Альто фирмы KSEROX, было сделано для компьютеров mackintosh фирмы Apple.

Несколько позже была разработана графическая оболочка фирмы «Microsoft» оболочки Windows.

MWindows реализует технологию WIP и удовлетворяет стандарту CUA. Этот стандарт переводится - command user access. Представляет собой спецификацию, которая определяет правила проектирования текстовых и графических интерфейсов конечного пользователя. По сравнению с командным интерфейсом в MWindows были применены следующие новшества:

1. применение мыши

2. выбор команд из меню

3. предоставление командам отдельных окон

4. использование для обозначения программ образов в виде пиктограмм

Наиболее значительное изменение в интерфейсе были введены в операционных системах – фирма Аpple – интерфейс «Aqua»; Windows XP.

Одной из важных функций интерфейса – является формирование пользователя одинаковой реакции на одинаковые действия приложения или согласованность.

Согласованность – это свойство, которое содержит три аспекта или категории:

1. физическая согласованность

2. синтаксическая согласованность

3. семантическая согласованность

Физическая согласованность – она имеет отношение к техническим средствам. Например, расположение клавиш на клавиатуре ПК является постоянным (кнопка выбора мыши – всегда кнопка слева).

Синтаксическая согласованность – относится к последовательности и порядку появления элементов на экране. Так называемый – язык представления и последовательность запроса – язык действий. Например, она имеет место если заголовок панели всегда размещен в центре и на верху заголовка.

Семантическая согласованность – относится к значению элементов составляющих интерфейс. Например термин «выход» всегда означает одно и тоже, и пользователь знает когда используется выход и что за ним последует.

Самое главное преимущество согласованного интерфейса в том, что он дает пользователям экономию времени и средств. Пользователь выигрывает оттого, что ему нужно меньше времени, чтобы научиться работать с приложениями, а потом меньше времени для выполнения работы.

Согласованный пользовательский интерфейс выгоден и разработчикам, он позволяет выделить общие блоки интерфейса, стандартизировать элементы интерфейса и взаимодействовать с ними.

Общие принципы проектирования панели интерфейса

Экранэто поверхность дисплея, на которой располагается информация, предназначенная для пользователя.

Панельинформация, сгруппирована и расположенная на экране определенным способом.

Стандарт CUA выявляет пять типов панелей:

1. меню

2. ввода

3. информационная

4. списковая

5. панель идентификации приложения.

Обычно создаются сложные панели с использованием комбинированных пяти разных панелей. Каждую панель можно представить как пространство разделенное на три части:

 

Меню действий – это меню представляет пользователю доступ к основным функциям приложения. При выборе действия на экране появляется расширенное меню действий, так называемое выпадающее меню. Меню действий не означает, что соответствующая возможность приложения обозначается глаголом, может быть просто существительное. Некоторые панели содержат меню действий, а некоторые нет.

Меню действий и выпадающее меню обеспечивают два преимущества:

1. Действия наглядны и могут быть вызваны пользователем с помощью простой операции.

2. Выбор из меню действий никогда не приводит к немедленному действию, т.к. появляются выпадающее меню. Это избавляет пользователя от чувства страха перед неисправимыми последствиями действий.

Как правило, меню действий обеспечивает двухуровневую иерархию действий. Оптимально считается трехуровневая иерархия. Третий уровень обычно достигается с помощью всплывающего окна. Стандарт не рекомендует вводить более трех уровней, т.к. пользователи испытывают трудность в понимании многоуровневых меню.

Тело панелейрасполагается под меню действий, и может быть разделено на несколько областей. Тело панели может содержать область команд и область сообщений.

Область функциональных клавишрасполагается в нижней части панели. Пользователь может запросить и ее показ в краткой или длинной форме или выключить ее.

Элементы панели являются наименьшими единицами панели.

Элементами панели являются:

· заголовок панели

· заголовок столбца

· поле выбора

· поле ввода

Для указания пользователю, с каким из объектов поля выбора он работает используется радиокнопка и обычные контактные кнопки (например – ОК).