Вопрос 4

Роль и назначение концепции профиля

  1. Реализует пакетирование и идентификацию комбинаций базовых стандартов и ISPs, вместе с указанными для них ограничениями, включая: соответствующие классы и поднаборы сервиса, опции и параметры, необходимые для поддержки технологических функций (как, например, интероперабельность) или поддержки класса приложений (как, например, обработка транзакций).
  2. Поддерживает и связывает воедино такие аспекты, как: определение, документирование, стандартизация, реализация, аттестация реализаций, сопровождение спецификаций ИТ.
  3. Поддерживает создание системы идентификации и классификационной схемы ИТ-профилей.
  4. Поддерживает единую методику документирования ИТ-профилей (в виде ISP).
  5. Профиль является базисом для создания средств (тестовых пакетов - test suites) и методов тестирования реализаций ИТ, с целью аттестации последних на международном уровне.
  6. Является проводником в практику стандартизованных решений, воплощающих концептуальные построения эталонных моделей.
  7. Является опорной точкой для создания вокруг деятельности по функциональной стандартизации климата, способствовавшего разработке гармонизированных профилей, т.е. профилей, для которых достигалась бы большая мера согласия.

Для функционирования ИС необходимы следующие основные компоненты:

· база данных (БД);

· схема базы данных;

· система управления базой данных (СУБД);

· приложения;

· пользователи;

· технические средства.

Рассмотрим кратко каждый из этих компонентов. Начнем с базы данных. Существует немало определений этого понятия. Вот нестрогое определение БД, которое Крис Дейт (С. J. Date), один из главных экспертов в области баз данных, дает в начале своего учебного курса: «Базу данных можно рассматривать как подобие электронной картотеки, то есть хранилище для некоторого набора занесенных в компьютер файлов данных».

Тогда получается, что база данных — это просто колоссальный набор данных? Да, многие люди так и думают. Но файл может содержать довольно большое количество данных и не быть базой данных. Важным свойством БД является то, что база данных может себя описать. Можно сказать, что БД обязательно содержит — данные и метаданные. Данные — это данные пользователя или предприятия, использующего систему, и связанные с его деятельностью. Например, данные о продукции, счетах, коровах. Метаданные — это данные о данных или схема базы данных, которая описывает структуру обычных данных и дает о них фундаментальную информацию. Обычно мы не видим эту схему, потому что она спрятана от нас программными средствами.

Пользователей можно разделить на три большие группы: (1) прикладные программисты, (3) пользователи, (3) администраторы.

Прикладные программисты — отвечают за написание бизнес-приложений, использующих базу данных (например, приложения по автоматизации бухгалтерского учета, маркетинга). Приложения выполняют над данными стандартные операции: выборку существующей информации, вставку новой информации, удаление или обновление существующей информации. Все эти функции выполняются через соответствующий запрос к СУБД.

Конечные пользователи (например, менеджер, бухгалтер) — работают с информационной системой непосредственно через рабочую станцию или терминал. Пользователь получает доступ к БД, используя одно из приложений.

В связи с тем, что данные одна из главных ценностей предприятия, администратор данных должен разбираться в данных и понимать нужды предприятия по отношению к данным на уровне управления высшего руководства предприятия. В его обязанности входят: принимать решения, какие данные необходимо вносить в БД, обеспечивать поддержание порядка при использовании их после занесения в базу данных.

Техническим специалистом, ответственным за реализацию решений администратора данных, является администратор БД. Его работа заключается в создании самой БД и техническом контроле, необходимом для осуществления решений администратора данных.

Между собственно БД (т. е. данными) и пользователями располагается уровень программного обеспечения — система управления базой данных. Все запросы пользователей на доступ к БД обрабатываются СУБД.

 

СУБД важный, но не единственный компонент программного обеспечения ИС. Среди других — упомянутые выше бизнес-приложения, утилиты, CASE-средства, генераторы отчетов и форм и т.д.

Технические средства информационных систем могут включать:

· средства вычислительной техники (серверное оборудование, рабочие станции, принтеры и т.д.),

· локальные вычислительные сети,

· копировально-множительную аппаратуру,

· средства связи (учрежденческие АТС, каналы связи и канальное оборудование, телефоны, факсимильные аппараты, мобильные средства связи).