Порядок отражения в балансе активов организации

Техника составления бухгалтерского баланса

Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных процедур. Включает в себя следующие этапы:

I. Проведение ежегодной инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского баланса.

II. Формирование остатков по всем счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода (в виде оборотной ведомости либо в виде главной книги).

III. Изучение особенностей формирования показателей баланса.

IV. Формирование статей бухгалтерского баланса (на основе остатков по всем счетам бухгалтерского учета).

Начиная с отчетности за 2011 год, статьи баланса отражаются:

- на конец отчетного периода;

- на конец предыдущего года;

- на конец года, предшествующего предыдущему.

В балансе показатели «На конец предыдущего года» должны соответствовать данным, которые были отражены в прошлогоднем балансе по графе «На конец отчетного периода».

Общее правило имеет ряд исключений:

- в случае реорганизации предприятия на конец года;

- при изменениях методов учетной политики.

Согласно пункту 13 Положения по бухгалтерскому учету « Учетная политика организации» (ПБУ 1/08), организация в бухгалтерской отчетности должна отразить последствия изменений учетной политики. При этом следует исходить из общего правила: числовые показатели отражаются в бухгалтерской отчетности в сравнении с соответствующими данными за предыдущий год. Причем последствия изменений, внесенных в учетную политику, отражаются в бухгалтерской отчетности не всегда. Это происходит только тогда, когда изменение учетной политики способно оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовых результатов организации. К тому же отражаются только те последствия, которые можно исчислить.

При этом никакие корректировочные записи в бухгалтерский учет как прошлого, так и отчетного года не вносятся.

В первом разделе баланса отражаются показатели, характеризующие наличие и величину внеоборотных активов предприятия. Это нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и отложенные налоговые активы.

В форме баланса нет расшифровок ни к одной из перечисленных строк. Но организация вправе принять решение, что существенные виды внеоборотных активов внутри каждой из названных выше статей баланса будут отражаться отдельной строкой. В этом случае к нужной статье добавляются дополнительные строки для расшифровки. Показатели, признанные несущественными, отражаются как «прочие».

О порядке отражения в балансе данных конкретных счетов см. форму бухгалтерского баланса.