Виды коммуникаций
По месту возникновения и направленности:
- Внешние коммуникации:
• государство,
• другие регулирующие агентства,
• потребители,
• конкуренты
• профессиональные ассоциации,
• общественные и иные организации
2. Внутриорганизационные коммуникации:
это взаимодействие с персоналом, коммуникации между сотрудниками
2.1 Вертикальные коммуникации —это обмен информацией между иерархическими уровнями организации
• Коммуникации вида «руководитель —подчиненный»
• Коммуникации вида «руководитель —руководитель»
2.2. Горизонтальные коммуникации— обмен в пределах иерархических уровней
• коммуникации между подразделениями организации (в том числе — между группами)
• коммуникации между исполнителями
• коммуникации между руководителями подразделений внутри организации
Внутриорганизационные коммуникации по способу возникновенияделятся на:
• формальные (определяются структурой организации, ее ведущими функциональными целями и задачами)
• неформальные (контакты, которые реализуются вне и помимо формальных коммуникативных каналов)
– неформальные контакты между рядовыми членами организации;
– неформальные связи между руководителем и подчиненными;
– неформальные внешнекоммуникативные связи руководителя со средой (феномен «больших связей» руководителя).
Каналы передачи информации
• вербальные (речевые)
• невербальные (неречевые).
Шум -это любое вмешательство в процесс коммуникации, искажающее смысл сообщения.
Источники шума:
• язык (вербальный и невербальный);
• различия восприятия, из-за которых может изменяться смысл;
• низкая профессиональная пригодность;
• фильтрация, т.е. суммирование обобщение, в ходе которого возможно искажение;
• сознательное искажение;
• несовпадение статусов (стремление формировать только положительную информацию с целью получения одобрения);
• страх перед наказанием.