Уровни автоматизации

Глава 1. Основные понятия и определения

Устойчивое развитие Казахстана и управление окружающей средой. В Казахстане подписано постановление Кабинета Министров об одобрении одной из конвенций Рио-92 (конвенции о биоразнообразии).

В апреле 1994 г. в Казахстане было открыто отделение Информационной Сети по Устойчивому Развитию в Центральной Азии (CASDIN). Этот проект получил поддержку ряда международных организаций, таких, как Фонд Сороса, Международный Корпус Милосердия. Информационная Сеть налаживает обмен информацией и устанавливает контакты между заинтересованными организациями Центральной Азии и Казахстана.

20 декабря 1994 г. Министерством юстиции Республики Казахстан было зарегистрировано “Казахское общество содействия ООН по экологии и устойчивому развитию”. Это республиканское неправительственное объедине-ние граждан, которое имеет свои отделения во всех областях Казахстана.

Создана некоммерческая общественная организация – Фонд “Интеллектуальные ресурсы устойчивого развития (ИРУР)”, которая ставит своей целью создание современной интеллектуальной инфраструктуры, обеспечивающей комплексное решение проблем устойчивого развития Казахстана. Сформирован портфель проектных предложений по различным аспектам экологически сбалансированного развития Казахстана.

Концепция Казахстанской Повестки дня на 21 век. Во время Саммита тысячелетия в 2000 году Президент Казахстана подписал Декларацию, которая призвана обеспечить более широкое участие в достижении Целей Развития Тысячелетия (ЦРТ). По данным отчёта о ЦРТ за 2002 год, страна уже достигла две поставленные цели, в том числе цель 2 о всеобщем начальном образовании и цель 4 о равном доступе к образованию независимо от пола. Кроме того, достигнуты значительные результаты на пути к реализации цели 1 - сокращение бедности в два раза и уменьшения числа голодающих. Другие цели и связанные с ними задачи (4 - 8, включая цель 7 по обеспечению экологической устойчивости) могут быть достигнуты не ранее 2015 года.

В рамках стратегии развития Казахстана 2030 реализуются 47 государс-твенных программ, включая Национальный план действий в области охраны окружающей среды, разработанный при поддержке ПРООН. Кроме того, идет подготовка 40 государственных программ в области экономики, социального развития и охраны окружающей среды. Но несмотря на это, наблюдается отсутствие институциональных механизмов для межсекторального сотрудничества и координации действий различных департаментов (например, при реализации проектов ГЭФ). Программа по устойчивому развитию РК - Казахстанская Повестка дня на 21 век будет подготовлена в рамках программы технической помощи ПРООН. В настоящее время межсекторальной экспертной группой, образованной при МООС РК подготовлена Концепция Казахстанской Повестки дня на 21 век.

Работают несколько тематических структур, например, Совет по экономической политике, Межминистерская комиссия по вопросам стабилизации качества окружающей среды, Межминистерская комиссия по вопросам ратификации РК Киотского протокола и выполнения Казахстаном обязательств по РКИК ООН, Ассамблея народов Казахстана, Координационный центр по изменению климата, Комиссия по сокращению бедности. Республика Казахстан как независимое государство и полноправный член международного сообщества принимает активное участие в мировых процессах по поиску путей экологи-чески сбалансированного и социально справедливого для всех людей развития. Приверженность идеям устойчивого развития Казахстан подтвердил на Специиальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН Рио+5 в 1997 году, на Саммите Тысячелетия в 2000 году, а также на Всемирном саммите по устойчивому развитию (ВСУР) в 2002 году.

Международное сотрудничество в управлении окружающей средой.За прошедший со времени Йоханнесбурга период в Казахстане был достигнут определенный прогресс по выполнению принятых на ВСУР обязательств. Казахстан является участником девятнадцати международных соглашений в области охраны окружающей среды. Работают Комитеты управления проектов Глобального экологического фонда (ГЭФ). Низкий уровень институционального развития правительственных структур, вызванный частыми изменениями в организационной структуре и распределении мандатов, неэффективной кадровой политикой, приводит к неэффективному межсекторальному планированию.

Министерство охраны окружающей среды в тесном сотрудничестве с экспертами ПРООН подготовило ряд основных документов по созданию Национальной Комиссии по устойчивому развитию (НКУР), проект по мандату и индикаторам работы НКУР, которые обсуждались во время ряда рабочих встреч республиканских семинаров и круглых столов с участием представителей всех секторов общества, в том числе Парламента РК, Администрации Президента РК, различных министерств и ведомств, бизнес-структур, НПО, тендерных, молодежных, фермерских организаций, а также международных организаций и экспертов. Широкий межсекторальный консультационный процесс завершился образованием в марте 2004 года Совета по устойчивому раз-витию Республики Казахстан при Правительстве РК.

В настоящее время ПРООН продолжает поддерживать инициативы по развитию потенциала организаций гражданского общества (НПО, академические и исследовательские организации и СМИ) и их эффективного участия в мониторинге и выполнении национальных программ развития (таких как Национальная программа по сокращению бедности и т.д.). Будут также учиты-ваться уроки, извлеченные из опыта работы Программы малых грантов и Повестки 21.

Система индикаторов устойчивого развития Казахстана включает 60 индикаторов, среди них 25 экологических, 15 экономических и 20 социальных. Два приоритетных индикатора по водо- и энергопотреблению будут использоваться предприятиями на практике. Кроме того, были разработаны индикаторы по смягчению бедности.

ПРООН оказывает поддержку Министерству охраны окружающей среды в рамках проекта «Усиление экологического управления для устойчивого развития по организации работы Совета по устойчивому развитию РК», что позволит улучшить национальную политику по устойчивому развитию через межсекторальное сотрудничество. Кроме того, это позволит улучшить возможности страны по выполнению национальных и субрегиональных проектов ГЭФ, а также использовать принципы устойчивого развития в формировании гражданского общества. Проект направлен на усиление операционной эффективности Министерства охраны окружающей среды как модели по реализации реформ государственной службы, а так же будет способствовать вовлечению Казахстана в региональные инициативы, что приведет к лучшему пониманию принципов эффективного экологического менеджмента для устойчивого развития.

Казахстан вновь является членом Комиссии ООН по устойчивому развитию на период с 2005 по 2007 годы.

 

 

1.1. Механизация– применение в производственном процессе машин и механизмов, заменяющих мускульный труд рабочего.

 

При этом человек своим непосредственным воздействием продолжает участвовать в последовательности обработки.

 

Механизация может быть:

 

- частичная или малая механизация – это механизация части движений, необходимых для осуществления производственного процесса:

а) либо главного движения,

б) либо вспомогательных и установочных движений,

в) либо движений, связанных с перемещением изделий (деталей и полуфабрикатов) с одной рабочей позиции на другую.

 

- полная или комплексная механизация – механизация всех основных, вспомогательных, установочных и транспортных движений, которые выполняются по ходу производственного процесса.

 

При полной механизации обслуживающий персонал осуществляет только оперативное управление производственными процессами:

- включение и выключение в нужные моменты требуемых механизмов;

- управление режимом и характером их работы.

 

1.2. Автоматизация– характеризуется освобождением человека не только от мускульных усилий для выполнения тех или иных движений, но и от оперативного управления механизмами, выполняющими эти движения.

 

Автоматизация может быть:

 

- частичная автоматизация - автоматизация части операции по управлению производственным процессом при условии, что остальная часть всех операций выполняется рабочим.

 

- полная или комплексная автоматизация - автоматическое выполнение всех функций для осуществления производственного процесса без непосредственного вмешательства человека в работу оборудования (в обязанности человека входит настройка машины или группы машин, включение и контроль).

 

 

Автоматизация – это высшая форма механизации, но вместе с этим это новая форма производства, а не простая замена ручного труда механическим, поэтому:

 

- следует избегать использования традиционных конструктивных схем;

- не дублировать движения руки рабочего в механизмах, а искать новые решения, используя возможности автоматических устройств.

 

Таким образом, автоматизация предусматривает пересмотр применяемых технологий, а иногда и конструкцию самого выпускаемого изделия.

 

1.3. При рассмотрении проблем, связанных с автоматизацией, необходимо различать понятие “автоматизация” и “автоматика”.

 

Автоматизация – сложный процесс, который охватывает множество составляющих: технических, научных, социальных, экономических и т. п., ставит их в некое единство.

 

При разработке автоматического оборудования необходимо решать многие проблемы автоматики: управление, контроль, сбор, переработка информации и др.

 

Автоматика - научная дисциплина связана с изучением общих закономерностей и условий функционирования и алгоритмов управления для различных технических процессов с целью разработки принципов построения систем автоматического управления.

 

 

 

А. На первом уровне автоматизации осуществлялась автоматизация выполнения рабочего цикла, т. е., создавались полуавтоматы и автоматы.

 

В. Второй уровень автоматизации - когда создаются целые комплексы автоматически работающих машин (автоматические линии, цехи и заводы).

 

 

Оценка уровня механизации и автоматизации осуществляется тремя показателями:

 

а) отношение объема работ, выполненных механизированным (автоматизированным) способом, ко всему объему погрузочно-разгрузочных работ (в %).;

б) отношение трудовых затрат при механизации (автоматизации) к общим трудовым затратам на весь объем работы (в %).

в) уровнем механизации и автоматизации производственных процессов.

 

 

1.5. Основные задачи автоматизации технологических процессов:

 

- достижение более высоких темпов ведения работ;

- оптимальная загрузка технологического оборудования;

- повышение производительности и снижение трудозатрат;

- автоматическое обеспечение безопасных условий труда;

- улучшение качества производственных процессов.