Влияние внешних механических воздействий.
Факторы, влияющие на изнашивание.
Ведущий вид изнашивания.
В реальных условиях работы сопряжение ДСМ наблюдаются одновременно несколько видов изнашивания.
Однако, как правило, удаётся установить ведущий вид изнашивания, лимитирующего долговечность деталей и отделить его от остальных, сопутствующих видов разрушений поверхности, незначительно влияющих на работоспособность сопряжения.
Механизм ведущего вида изнашивания определяют путём изучения изношенных поверхностей:
- наблюдая характер проявления износа;
- зная показатели свойств материалов деталей и смазочных материалов;
- получая данные о наличии абразива;
- определяя количественные характеристики износа (например, интенсивности изнашивания);
- оценивая режим работы сопряжения и др.
можно достаточно полно обосновать заключение о виде ведущего изнашивания сопряжений и разработать мероприятия по повышению долговечности машин.
На вид и интенсивность изнашивания влияют:
1) внешние механические воздействия на поверхности трения;
2) внешняя среда;
3) свойство поверхностных слоев трущихся деталей.
Эти факторы определяют:
- характер напряженного состояния в поверхностных слоях;
- тепловые нагрузки в зоне трения.
Основные факторы:
1) вид трения (влияние вида трения на износ было рассмотрено ранее);
2) величина и характер нагрузки при трении:
Изменение величины нагрузки может приводить к переходу от одного вида трения к другому (в результате изнашивание может носить скачкообразный характер);
НАПРИМЕР 1: зависимость интенсивности изнашивания И от удельной нагрузки р для термически обработанной стали У10
1 - v1 = 3.11 м/с; 2 – v2 = 2.29 м/с; 3 – v3 = 1.78 м/с
ПРИМЕР 2: влияние скорости скольжения v на интенсивность изнашивания И носит сложный характер
Рис. Для мягких сталей:
1 – при трении без смазки;
2 – со смазкой (значительно меньшая интенсивность износа!)
Участки кривой 1:
АБ и ВГ – окислительный износ;
БВ и ГД – изнашивание при заедании.
v м/с
Рис. При большой твердости и трении без смазки:
АБ – окислительный износ;
БВ – изнашивание при заедании.
(значительно меньшая интенсивность износа!)