Виды воздействующей на механизмы энергии
И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МАШИН
Глава 1. НАГРУЗКИ В МАШИНАХ
Работоспособность машины в основном зависит:
- от условий эксплуатации;
- режимов работы.
Работоспособность изменяется под воздействием механической, тепловой,
химической, электромагнитной и других энергий.
Механическая энергиявоздействует на машину в виде статических и
динамических нагрузок, которые значительно возрастают от воздействия
окружающей среды, включая оператора. Эта энергия может также проявляться
в потенциальной форме, которая сохранилась после изготовления машины
(деформация деталей после термической обработки и сборки).
Тепловая энергиядействует на машину в результате технологических процессов, колебаний температуры окружающей среды, особенно это сказывается на работе ДВС, приводных механизмов, электротехнических и гидравлических устройств.
Химическая энергияоказывает влияние на работоспособность машины через коррозию ее отдельных деталей и
сборочных единиц.
Электромагнитная энергияв виде электромагнитных колебаний нарушает работоспособность электронной аппаратуры.
2. Виды нагрузок по характеру изменения во времени:
2.1. Постоянные - нагрузки рабочего состояния, которые не
изменяются в течение продолжительного периода времени:
- рабочие нагрузки при стационарном режиме работы;
- силы тяжести;
- нагрузки от метеорологических факторов (снег, гололед, температура и др.);
- предварительное натяжение тяговых элементов (лент, цепей, канатов);
- запрессовка или затяжка и др.
Влияние нагрузок может быть:
- значительное: сила тяжести металлоконструкции кранов часто больше силы тяжести поднимаемого груза; предварительное натяжение цепей и ремней: снеговая нагрузка и обледенение и т.д.
- незначительное: например, сила тяжести многоопорной металлоконструкции транспортера является несущественной нагрузкой для рабочего органа – ленты; перегибы ленты на поддерживающих роликах и т.п..
- разное: постоянным для одного узла и переменной для другого (постоянная для ленты транспортера, но переменная для волов и зубчатых колес его редуктора):
- увеличивающее износ в
узлах трения;
- увеличивающее сопротивление движению (колеса, тягового органа), снижая энергетическую эффективность машин.
2.2.Переменные - рабочие нагрузки, изменяющиеся в течение короткого времени по амплитуде и среднему значению;
Переменные нагрузки оказывают большое влияние на снижение работоспособности машин.
Причины переменных нагрузок:
- неравномерность величины рабочей (полезной) нагрузки.
Неравномерность режима загрузки (часовая, сменная, месячная) характерна для большинства ПТМ:
а) грузы разной массы;
б) дискретность загрузки для непрерывного транспорта;
в) неравномерность поступления груза и т.п.
- переменность цикла работы машины (подъем, опускание, остановка, передвижение, загрузка и др.)
- динамический характер работы ПТМ (частые пуск-разгон и торможение-замедление, порывы ветра, падение груза на ленту и т.п.).
ПРИМЕРЫ.
1. Динамический момент на первичном валу механизма подъема электроталей при включении двигателя может до 3.5…4.5 раза превышать нормальные, а в механизме передвижения – до 4.5…7.0 раз.
2. Особую опасность для кранов представляют грузы неизвестной массы, примерзшие или защемленные грузы и др. Устройства защиты от перегрузки бывают не на всех кранах, или они не всегда надежны.
Виды изменения напряжений σ от времени t:
а, г - асимметричные циклы; б - симметричный цикл; в – пульсирующий (нулевой) цикл;
ПРИМЕРЫ:
1. Пульсирующий цикл: в зубчатых колесах в связи с поочередным входом зубьев в зацепление.
2. Симметричный цикл: во вращающихся валах относительно нагрузок.
3. Асимметричный цикл: в металлоконструкции мостового крана при перемещении тележки с грузом.
2.3.Прочие - нагрузки, не связанные с рабочим состоянием машины (сейсмические, монтажные, испытательные).
Испытательные нагрузки регламентированы соответствующими правилами Госгортехнадзора для грузоподъемных кранов, лифтов и строительных подъемников, пассажирских подвесных канатных дорог