Основные направления развития государства и права.

III. Укрепление карательной системы.

1. Армия.

Россия имела корпус примерно в 10 млн. человек. Придя к власти, большевики ее демократизировали. Введена выборность командного состава. Если командир не устраивал, то его переизбирали. Далее большевики планировали создать свою собственную армию по Марксу – «всеобщее вооружение трудящихся». Красноармеец должен был заключить контракт, по которому он должен отслужить не менее полугода и получал приличное жалование.

Первый декрет, который делает шаг к регулярной армии – декрет о всеобщем воинском обучении. Следующий декрет – о всеобщей воинской обязанности. Но проблему заключалась в том, что к лицам призывного возраста относились и представители буржуазии. Появился институт военных комиссаров. Устанавливается принцип, закрепленный в конституции, о том, что в армии существует две категории призывников из числа буржуазии. Первые – военные специалисты, вторые – все остальные. Последним не давалось оружие. Военным специалистам поручались военные должности при условии, что рядом с ними находились представители правящей партии. Управление осуществляется реввоенсоветом республики и возглавляется наркоматом армии (Троцкий). Фронт возглавляется революционным советом фронта, куда входят большевики, и командующим франта. Во главе стоял командующий и реввоенсовет. Западный фронт возглавляли Фрунзе и Карпышев. Освобождение от службы было возможно по состоянию здоровью, в связи с производственной необходимостью, по религиозным убеждениям (должно было быть доказано перед специально созданной комиссией). Основной болезнью армии был тиф, и религиозных представителей направляли в больницы.

2. ВЧК

3. Судебная система. Появление революционных трибуналов, появление реввоентрибуналов.

4. Появление крестьянской милиции.

IV. Реорганизация управлением народным хозяйством. «Военный коммунизм».


Советское государство в годы НЭПа.

Период НЭПа – 1921-1929 г.г.

Антоновский мятеж охватил большую часть Тамбовской губернии, при этом в нем участвовала большая часть крестьянства: около 40% всего населения (100% населения, способного носить оружие). Мятеж был подавлен (отличился Тухачевский).

Кронштадский мятеж заставил задуматься. Ленин отказался от политики военного коммунизма. Резкого перехода к новой экономической политике не было. Но пересмотр экономической политики никак не повлиял на диктатуру пролетариата.

Переход к НЭП потребовал большого количества изменений. Три основных направления изменений.

1) Переход к НЭП.

2) Укрепление национальной государственности. Идея мировой революции постепенно отходит на второй план. В этот период на политическую арену выходит новый лидер – Сталин. В этот период возобладала идея укрепления государственности.

3) Переходная эпоха. Ленин уходит естественно. У него обострилось наследственное заболевание, с 1923 года он практически не работает. Встает вопрос о преемнике. Пока нет открытой борьбы 30-х годов.

Речь о переходе к другой политике уже прозвучала в партии в 20-е года, но озвучил ее не Ленин. В 20-е годы Сталин призывал перейти от «кавалеристских набегов» к «постепенной и продуманной политике вовлечение масс в политику».

С введением товарно-денежных отношений меняется и правовое регулирование. Возникает потребность в реорганизации судебной системы и создании организации системы, осуществляющей надзор на всей территории страны.

Требовалась реорганизация ВСНХ.

Возникает потребность в нормативно-правовом акте. Идея революционной целесообразности уходит и заменятся идеей революционной законности. Происходит кодификация нормативно-правовых актов, созданных в первые годы Советской власти. За короткий промежуток времени был принят десяток кодексов.

Требовалось укрепление международной позиции государства, государственности. Большинство стран так и не признала страны советов. В этот период после гражданской войны среди всех политиков выделяется постепенно Сталин. МИД Великобритании в 1926 году отметил восхождение «сильного, сурового, молчаливого Сталина. Неудивительно, что поражение фанатичной большевистской оппозиции свидетельствует о переходе к внешней политике с использованием национальных инструментов».