II. Создание чрезвычайных органов государственной власти.

I. Уменьшение демократизма в деятельности Советов.

Советы были органами, которые создали массы. Они формировались таким образом, чтобы представлять интересы масс. Непосредственная демократия, все могли высказать свою точку зрения. Эта система сработала в августе 1917 года.

Но дальше начинается экономическая политика, которая настроила массы против большевиков. Необходимо было сделать так, чтобы сохранить свое преимущество на съездах советов. В принципе результаты выборов могли быть отменены, комиссия предлагала списки тех, кого можно было избрать. Если крестьяне начинали бунтовать, то применялись меры административного воздействия. Таким образом, Советы в большинстве стали однопартийными. Весной 1918 года ВЦИК объявил меньшевиков и левых эсеров партиями гражданской войны и рекомендовал вывести их из советов. Но эти действия привели к потере интересов среди населения. В выборах стало участвовать лишь 11% избирателей, они стали фикцией.

Съезды стали собираться реже, Всероссийские стали собираться раз в год. Допускается непосредственное делегирование депутатами исполкомами. Поскольку эти делегаты не обладали в полной степени законными права представительства, то они обладали мандатами, дававшими им право принимать участие в обсуждениях, но не давали права голоса. Кроме того, конституция давала преимущество городам при выборе на съезды советов.

Происходит и изменения в деятельности высших органов власти, помимо регулярности собраний.

ВЦИК увеличивается до 100 человек. Это иногородние члены, которые должны были пребывать на местах и наблюдать за исполнением государственной власти на местах. Предоставляется право принимать НПА, имеющими силу закона, Президиуму ВЦИК. То есть 1/10 членов ВЦИКа могли принять такой акт. Это сокращало полномочия самого ВЦИКа и Съезда Советов.

Высшие органы власти в конце гражданской войны стали однопартийными. ВЦИК также был однопартийным. 5 Съезд во второй своей части стал однопартийным. Однопартийным стал Президиум, СНК. Вся власть была в руках ВКПБ. Это давало возможность многим членам партии (Троцкий, Бухарин) назвать эту систему «диктатурой партии».

Слово «чрезвычайный» в тот период употреблялось в разных смыслах. Но эти органы не являлись конституционными – о них нет ни слова в Конституции. При этом они обладают государственно властными полномочиями. То есть они действовали наряду с конституционными Советами, правительством, иногда даже заменяют их, действуют вместо них. Они также формируются путем назначения, а не выборов. Эти органы вытянули на себе в значительной степени, победу большевиков в Гражданской войне, хотя один из них ее и спровоцировал.

1. Совет рабоче-крестьянской обороны (Совет труда и обороны). СО, СТО. Был центральным органом.

Предшественником был «чрезкомснаб» – чрезвычайная комиссия по снабжению армии. Ему был придан статус наркомата. Его возглавлял Красин. Он должен был координировать действия наркоматов, связанных со снабжением армией всем необходимым. Но созданный летом 1918 года он практически не работал. Это закон бюрократии. Не смотря на то, что в СНК сидели коммунисты, причем проверенные, они не могли понять, как можно выполнять поручения человека, который был с ними на одном уровне. 30 сентября 1918 года создается орган над наркоматами – СО. Во главе СО стоял Ленин. В СО входили представители ВЦИК (Сталин), реввоенсовета (Троцкий), наркомата путей сообщения, труда, чревкомснаба, наркомата продовольствия, представители центрального совета профсоюзов. Здесь была четко проведена граница между СНК и СО. Вопросы, не решенные СО, переходили на рассмотрение СНК. Этот орган обладал очень широкими полномочиями, связанными мобилизацией экономики страны.

2. Революционные комитеты. Ревкомы. Действовали на местном уровне.

Они создавались на среднем уровне. В 1919 году вышло положение о ревкомах. 3 группы: прифронтовой полосы (формировались реввоенсоветом армии и губернским исполкомом), освобожденных территорий (формировались реввоенсоветом армии или реввоенсоветом фронта, осуществляли «зачистку»), тыла. Во время Гражданской воны не было ни одного уезда в тылу, где бы ни поднималось антибольшевистское восстание. Правительством создавался ревком, чтобы бороться с антиреволюционными настроями. Чаще всего, туда посылались интернациональные части.

3. Комитет бедноты. Комбед. Действовали на уровне Советов.

Этот орган имеет довольно длинную историю. Она началась еще в 1917 году. Еще в то время ощущалась нехватка хлеба в городах. Вооружали отряды рабочих, для отбора хлеба в города. Крестьяне возражали и выступали против рабочих единой массой. Весной 1918 года начинаются попытки изменить эту систему. Объявилась госудасрственно-хлебная монополия, началась диктатура хлеба. Это послужило началу курса на Гражданскую войну. Большевики вступали в войну с крестьянства, им бы пришлось воевать с 9/10 крестьян Сибири. Но эта Гражданская война должна была перейти в другую плоскость – в плоскость внутри деревни. Таким образом, появлялся раскол внутри деревни на материальном уровне. «Октябрьская революция в деревни произошла летом 1918 года» - Ленин. Комбеды создавались для того, чтобы изымать у зажиточных крестьян излишки продовольствия, живой и мертвый инвентарь, перераспределять внутри деревни, а излишки направлять в город. Ленин говорил, что 60% изъятого хлеба оставалось в деревне. Это декрет расколол деревню, и она вступила в гражданскую войну.

Уездные комитеты формировались уездными советами большевиков. Туда включали бедные крестьяне, солдаты. В тех сельских местностях, где сельсоветы поддерживали комбеды, то они действовали наряду. Где не поддерживали – там сельсоветы распускались, и комбеды работали вместо них.

Следует отметить, что комитеты бедноты просуществовали недолго. К 1919 году они начинали повсеместно отменяться. Принимается постановление о продразверстки. Деревня к этому постановлению была во многом подготовлена