Системный подход в исследовательской деятельности.

Принципы обеспечения эффективности исследования.

Эффективность исследования определяется степенью достижения цели исследования и соотношением затрат и экономических результатов.

Степень достижения цели характеризуется соотношением значений определенных параметров, которыми измеряется цель исследования, до и после внедрения результатов исследования. Все разнообразие параметров, которыми измеряются цели исследования, подразделяют на три группы:

- параметры, характеризующие объект и предмет исследования (производительность, пропускная способность, безопасность, себестоимость и рыночная стоимость продукции и услуг, прибыль, доход, конкурентоспособность организации и результатов ее деятельности);

- параметры затрат времени и ресурсов на проведение исследования (продолжительность исследования; затраты на приобретение исследовательского оборудования и средств измерений, затраты на оплату труда);

- параметры риска (вероятность достижения поставленных целей).

Выделяется также научная эффективность исследования, которая заключается в приросте знаний в определенной отрасли. Она выражается в публикациях научных статей и монографий, получении авторских свидетельств, регистрации прав интеллектуальной собственности и т.п.

Эффективность исследований предопределяется обоснованным выбором методики и ресурсов для проведения исследований, являющимся основным принципом и условием обеспечения его эффективности. Методика исследования должна обеспечить необходимую полноту, достоверность и точность результатов исследования.

Полнота исследования предполагает оценку соотношения исследованных и неисследованных целей и подцелей (проблем и подпроблем), определенных в процессе структуризации цели (проблемы).

Точность результатов исследования характеризуется степенью согласованности полученных теоретических результатов с прогнозируемыми параметрами или реальной действительностью.

Достоверность результатов исследования характеризуется вероятностной оценкой ошибки полученных результатов.

 

Исходя из того, что система– это совокупность взаимодействующих элементов, объединенных единой целью, системный подход в исследовательской деятельности заключается в обеспечении ее комплексности и целенаправленности. Все участники исследовательского процесса объединяются единой целью и взаимодействуют между собой для ее достижения. Реальным методическим приемом обеспечения системности исследовательского процесса является разработка методической схемы исследования, предусматривающей единую цель исследования, его этапы, состав участников, их ответственность и взаимодействие, итоговый результат.

К основным принципам системного подхода к исследовательской деятельности можно отнести также целостность исследования, иерархичность познания, итерационное построение процессов исследования.

Целостность исследования определяется границами объекта и предмета исследования.

Иерархичность познания предполагает многоуровневой характер изучения предмета: непосредственно самого предмета исследования, изучения предмета как элемента более широкой системы (вышестоящий уровень) и изучение составляющих предмет элементов (нижестоящий уровень).

Итерационное строение процессов исследования определяется пошаговым выполнением этапов исследования, ведущих к решению поставленной задачи.

 

Фактологическое обеспечение исследования систем управления.

Научно-исследовательская деятельность должна быть основана только на фактах и объективных данных. Факты служат материалом для проведения исследования, позволяют определить направление исследования, выступают средством доказательства и обоснования. Поэтому получение достоверных сведений о состоянии объекта и предмета исследования является главной задачей при организации исследовательской работы.

Факт – это действительное событие или явление, реально существующее, все то, что произошло на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать. В процессе исследования факты используются в форме обоснованных суждений, которые фиксируют объективный факт.

Фактология – это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать. Это комплекс приемов поиска, добывания и получения фактов, их распознавания и отбора, оперирования фактами и их интерпретации.

Принципы фактологического обеспечения исследования заключаются в следующем:

- соответствие предмету исследования;

- отношение к сущности исследуемого объекта;

- проверка истинности и объективности;

- оценка источника факта и его надежности;

- информационная емкость и информативность;

- концептуальная обоснованность и интерпретация факта, подтверждающие его научную ценность;

- возможность реального сопоставления данного факта с другими фактами в ходе исследования;

- возможность оценки достаточности фактов для формулирования выводов.

Соблюдение этих принципов позволяет избежать возможных ошибок и является гарантией достоверности результатов исследования.

Ошибки в фактологическом обеспечении исследования чаще всего являются следствием стремления исполнителей к получению «скорого» или «желаемого» результата. Это стремление сопряжено с такими явлениями, как:

- преднамеренный подбор фактов, формирующих одностороннее представление о действительности;

- замена существенных фактов второстепенными;

- тенденциозная интерпретация содержания фактов;

- абсолютизация отдельных фактов, порождающая ложное представление о действительности.

Сбор фактов – это первоначальный этап исследования. Когда фактов мало, никакие обобщения невозможны. Факты собирают для решения определенной проблемы. Количество собранных фактов должно быть в определенном смысле оптимальным. Это предполагает отбрасывание избыточной информации и отбора той, которая характеризует наиболее существенные признаки предмета исследования.

 

Сочетание интуиции и логики в исследовательской деятельности.

В научно-исследовательской работе большое значение имеют как строго логические приемы построения методической схемы исследования и обоснования результатов, так и интуиция исследователя. Интуиция и логика в исследовательской деятельности неразделимы. Их сочетание формирует эффект творческого подхода к исследовательской работе.

Применительно к организации исследовательской деятельности законы логики используются, в основном, в методологическом смысле. Исследователя интересуют:

- связь явлений объективного мира;

- связь понятий, посредством которых познается сущность и истина явлений;

- логика доказательств и опровержений, то есть связь суждений.

Осуществляя структуризацию изучаемой проблемы, разрабатывая методическую схему исследования и формулируя результаты исследования, необходимо на основе дедукции делать правильные умозаключения, обращаясь к логическим законам:

- закону тождества («всякая сущность совпадает сама с собой»);

- закону противоречия («никакое суждение не может одновременно быть истинным и ложным»);

- закону исключенного третьего («для произвольного высказывания либо оно само, либо его отрицание истинно»);

- закону достаточного основания («всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано»).

Логика позволяет упорядочить схему и способы выполнения исследования и формирования правильных умозаключений.

Формальная логика предполагает семь логических конструкций умозаключений.

Логическая конструкция 1 – «если …, то …». Например, если существует национальная норма предельно допустимого значения какого-либо параметра безопасности товара, то все поступающие на рынок товары, обладающие свойствами, измеряемыми данным параметром, должны подлежать проверке на соответствие их установленным предельным значениям.

Логическая конструкция 2 – «… или …». Это так называемая дизъюнкция (разобщение, различие, неисключающая альтернатива). Например, подтверждение соответствия товаров установленным нормам безопасности может быть осуществлено путем их сертификации в независимом органе по сертификации или представлением в орган по сертификации декларации о соответствии.

Логическая конструкция 3 – «… и …». Например, проверка достоверности сертификата соответствия при импорте товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, проводится при предварительном декларировании товара и при представлении ГТД на импортируемый товар в таможенный орган.

Логическая конструкция 4 – «…, либо …». Это так называемая исключающая альтернатива. Например, по результатам проверки достоверности сертификата соответствия товар выпускается в обращение в соответствии с таможенным режимом, либо помещается на таможенный склад временного хранения до решения возникших вопросов.

Логическая конструкция 5 – «… ни … ни …». Например, не может служить доказательством качества импортируемого товара ни заявление перекупщика, ни сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, не признаваемым в Российской Федерации.

Логическая конструкция 6 – «… тогда и только тогда, когда …». Например, импортируемый товар, подлежащий обязательному подтверждению соответствия, может быть выпущен в обращение в соответствии с заявленным таможенным режимом тогда и только тогда, когда будет завершена проверка таможенным органом достоверности сертификата соответствия.

Логическая конструкция 7 – «… неверно, что …». Например, утверждение, что оценку свойств системы таможенного администрирования можно осуществить по показателям ее составных частей, неверно, что может привести к ошибочным выводам и требует проведения оценки по показателям, характеризующим систему в целом.

Эффективность решения творческой проблемы определяется продуктивностью творческого мышления, в котором немаловажную роль играет интуиция.

Интуиция – это способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций. Это работа подсознания, происходящая в виде некоторого «озарения», импульса мысли.Интуиция исследователя рождается на его высоком профессионализме и творческом подходе к организации исследования.

При неразделимости интуиции и логики в исследовательской деятельности их роль в каждом конкретном случае зависит от сочетания различных условий и факторов. Чем богаче опыт научно-исследовательской работы, чем глубже освоена ее методология и типовые методики, тем большую роль в исследовании играет логика ее организации. Чем сложнее и труднее решаемая проблема, чем меньше информации о ее состоянии, чем меньше времени отпущено на ее решение, тем большую роль в исследовании играет интуиция исследователя, его талант и профессиональный опыт.