Суть феноменов человеческого воображения и памяти

 

Природа человека имеет два аспекта – субъективный, позволяющий нам переживать мир (Вселенную) в своем внутреннем космосе («психокосмосе»), и объективный, дающий нам возможность экспериментировать с теми или иными явлениями этой Вселенной вовне. Эти аспекты – переживание и экспериментирование – присущи природе самоотносящихся, самоорганизующихся систем, одной из которых является человек. Самоотносительность состоит в том, что Вселенная дана человеку субъективно, через призму его «психокосмоса», тогда как самоогранизация или целевой поиск лежит в способности индивида трансформировать внешний мир.В связи с этим необходимо отметить, что функционирование человека как самоотносящейся и самоорганизующейся системы невозможно без таких двух параметров «психокосмоса», как память и воображение.

Современные исследования процессов мозга и психической деятельности человека помогли раскрыть нейрофизиологический механизм появления и формирования субъективного образа (ощущения), что дало возможность сформулировать идею о том, что «Я» человека по сути представляет собой то содержимое памяти, которое извлекается именно в тот момент, когда в мозг приходит сигнал от органов чувств. Следовательно? наше «Я» является информационной динамической системой, когда происходит взаимодействие памяти и восприятия, и поэтому бессмысленно искать ее точечную локализацию в мозге человека. Но стоит только «прикоснуться» к коре мозга сенсорным сигналом, как «Я» в виде памяти, хранящей в себе прошлые события, само приходит на встречу с этим сигналом, тем самым выявляя себя.

Определенная тождественность нашего «Я» с памятью, несущей в себе прошлый опыт поколений, обусловлена тем, что наше «Я» зафиксировано в миллионах синапсов (область контакта нейронов), в нейрохимии мозга и его ритмах электрической активности. Своеобразие нашей индивидуальности заключается не только в ее генетической неповторимости, но и в уникальности жизненного опыта. И поэтому невозможно полностью переделать человека, как это пытались сделать в различного рода социальных экспериментах на протяжении истории человечества, ибо невозможно переписать в реальности историческое прошлое и мира, и человека.

Следует учитывать, что феномен памяти является сложным по своей структуре, что он по своей сути является социоприродным феноменом. Ведь в человеке сфокусированы как история нашего космоса, так и история человечества, которые интегрированы в некое целое и зафиксированы в памяти человека. В пользу этого свидетельствуют исследования человеческой памяти, согласно которым у человека имеется индивидуальный, популяционный, речевой и социальный виды памяти, причем специфичность соотношения человека со средой схематически может быть представлена формулой: геном ↔ мозг ↔ тело ↔ культурная среда ↔общество ↔ Вселенная.

Все эти виды памяти взаимосвязаны между собой на основе нейрональной активности мозга человека. Социальная память, к примеру, лежит в основе существования памяти человечества, ведь история, культура и накопленные знания немыслимы вне памяти мозга отдельных индивидов.

Что касается отражений в памяти временного параметра, то общеизвестно, что запечатленные события располагаются не только по временным осям («раньше-позже»), но и фиксируется памятью длительность этих событий в реальном механизме времени в процессе восприятия и запоминания. Вполне очевидно, что лишь при условии некоего временного «свертывания» данных событий возможно формирование их энграмм (следов или узоров памяти), а также их воспроизведение.

В науке выдвигается идея, что временное «свертывание» событий внешнего мира в памяти человека дает возможность мозгу создать модель потребного будущего, т.е. осуществлять эвристическую деятельность.Следует учитывать, что воображение человека проявляется не столько в сфере сознания, сколько в сфере бессознательного, так, по некоторым подсчетам мозг человека способен продуцировать число воображаемых ассоциаций порядка 10100, что на 20 порядков превышает число атомов в наблюдаемой нами Вселенной. Поэтому понятно, что невозможно осознать и выразить в словесной форме все это колоссальное число воображаемых представлений, образов и ассоциаций, что большая их часть находится в сфере бессознательного и выходят в сферу сознания в ряде случаев – гипноз, шаманские ритуалы, общение с миром искусства, интуитивные прозрения и т.д. Наиболее ярко влияние воображения проявляется в случае исцеления словом, когда происходит отождествление психического и соматического, что связано с функционированием наиболее архаических структур нервной системы, палеокортекса.

Таким образом, пробуждаются древние адаптивно-генетические программы, присущие человеку и играющие значительную роль в кризисных ситуациях его жизни. В связи с этим интересно заметить, что в первобытном обществе каждый член племени умел петь, танцевать, играть на различного рода музыкальных инструментах, т.е. умел делать то же, что и остальные его сородичи. Затем в ходе разворачивающейся социально-культурной эволюции разделение труда, возрастающий объем информации, не умещающийся в голове отдельного индивида и породивший системы социальной памяти, привели к консервации ряда адаптивно-генетических программ в структурах человеческой памяти. В таких случаях оказывается, что в «психокосмосе» человека память и способность к воображению органически сращены.Ведь давно установлено, что человеческий мозг представляет собой относительно автономную систему, которая не только «ощупывает» внешний мир и производит съемку различных внешних объектов в виде образа возбужденных нейронов в зоне кортекса, но и автоматически генерирует всевозможные образы на основе первоначального образа.

Память человека обычно разделяется на кратковременную и долговременную, в первой фиксируется текущая сенсорная информация, во второй хранится информация о внешнем мире в преобразованном виде (прошлый опыт плюс наследственное влияние). В то же время в человеческом мозге протекают нестабильные волновые колебания и в случае отключения внешнего потока сенсорной информации, когда происходит потеря нормальных ощущений, когда перестает функционировать кратковременная память, происходит буквально взрыв, извержение прошлого опыта в зону ассоциаций и образуется информация, не имеющая непосредственного отношения к внешнему миру. В этот момент и проявляются древние адаптивно-генетические программы, чтобы спасти мозг человека от гибели или заболевания, в лучшем случае лишенный сенсорной информации мозг засыпает.

Исследования психической деятельности человека в экстремальных или необычных условиях (космические полеты, плавание на подводных лодках, нахождение в полярных зонах, эксперименты в сурдокамерах и пр.), когда частично или полностью прекращается поток сенсорной информации, показали, что многие испытуемые обнаружили у себя способности к рисованию, музыкальному, литературному и поэтическому творчеству, хотя раньше и не подозревали о существовании таких способностей.

В условиях изоляции от внешнего мира (в сурдокамере), куда не проникает световая, звуковая и прочая информация, когда внешние факторы не мешают концентрации внимания индивида на чем-то одном, и выявляются творческие возможности человека. И нет ничего удивительного в том, что многие художники, писатели и композиторы (Айвазовский, Бальзак, Чайковский и др.) творили в полном уединении и тишине. Это объясняется следующим: во-первых, человек представляет собой резонатор космических процессов, прежде всего галактических и солнечных процессов; во-вторых, именно в рамках психологического настоящего человек рисует, поет, танцует, музицирует, движется и т.д.; в-третьих, речь человека по своей структуре музыкальна, благодаря чему даже с искаженными словами музыкальное предложение воспринимается гораздо лучше и понятнее, нежели немузыкальное по своей структуре и неискаженное предложение; в-четвертых, законы природы выражают музыкальную структуру космоса, о чем свидетельствует таблица Менделеева, уравнения движения небесных тел и атомов, пифагорейские числа, относящиеся ко Вселенной и т.д.

Следовательно, человек по своей природе является творчески-художественным существом, иное дело, что повседневная жизнь со всеми ее перипетиями, а также разделение труда, калечащее человека, не позволяют каждому осуществить свои творческие потенции. И только в кризисных ситуациях человек обращается к искусству, которое разряжает нервную энергию, очищает внутренний мир индивида от накопившегося психического напряжения, воздействуя на эмоциональную сферу.

Мир искусства, в котором переплетены память и воображение, позволяет человеку установить контакт с космосом, преодолеть субъективно время, соприкасаясь тем самым с вечностью.

Исследования в области психобиологии показывают, что человеческий мозг оперирует символами, пробуждающими сложный круг ассоциаций, часто эмоциональной природы, код которых связан с символами мира искусства – словами поэтического или литературного произведения, картинами живописцев, звуками музыки, линиями скульптур и пр. В этих исследованиях установлено, что данный код символической деятельности мозга человека является частично врожденным, а частично обусловленным культурой. Вот почему некоторые наши реакции на произведения искусства всегда непосредственны и универсальны, хотя, в общем, необходимо знание культурного кода, используемого художником, поэтом или писателем. Мир искусства с его поэтическими метафорами и символами воображения представляет собой мир грез, мечтаний и сновидений, дающих человеку чувство бессмертия и питающих его интуиции.

С человеческой памятью и воображением неразрывно связаны сновидения, которые, с одной стороны, есть отражение реальной жизни, а с другой, образы (которые зачастую помогают решить ту или иную жизненную проблему) из таких глубин памяти и воображения, о существовании которых нам неизвестно наяву.

Итак, память и воображение дают возможность проникнуть
в неисчерпаемый и безмерный мир внутреннего космоса человека.