ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Конечной целью системного анализа является повышение эффективности системы управления. Верно ли это утверждение? (1 тип, П).

а) да

б) нет

(ответ: а)

2. Управленческое обследование – это: (1 тип, С)

а) обязанности, возлагаемые на руководство организации;

б) объективная оценка состояния исследуемой организации;

в) метод, используемый для комплексного исследования внутренних проблем организации;

г) поиск новых знаний и приобретение нового опыта;

(ответ: в)

3.Назовите функциональные зоны, подлежащие управленческому обследованию: (1 тип, С)

а) производство;

б) маркетинг;

в) кадры управления;

г) экономика страны;

д) потребители и конкуренты;

е) состояние финансов организации.

(ответ: а, б, в, е).

4. Системный анализ начинается с разработки: (1тип, С)

а) структура управления организацией;

б) целей системы управления;

в) критерия эффективности организации;

г) методов управления.

(ответ: б, в).

5. Миссия организации – это: (1тип,С)

а) распределение целей по уровням управления;

б) основная (общая) цель организации;

в) стратегия организации;

г) метод управления организацией.

(ответ: б)

6. «Дерево» целей – это: (1тип,С)

а) распределение целей по уровням управления;

б) графическое распределение функций управления;

в) иерархия должностей в организации;

г) закрепление функций за подразделениями организации.

(ответ: а)

 

1. Системный анализ – это: (1тип, ПС)

а) метод, используемый при принятии управленческих решений;

б) процесс развития организации;

в) проектирование тенденций развития организации;

г) комплекс исследований общих тенденций и факторов развития организации.

(ответ: г)

2. При анализе маркетинговой деятельности объектом изучения являются: (1тип, ПС)

а) продвижение товаров на рынок;

б) неформальная структура организации;

в) конкурентоспособность продукции организации;

г) исследование рынка;

д) система мотивации работников;

е) сокращение издержек производства.

(ответ: а, в, г).

3. Установите соответствие между функциональными зонами управленческого обследования и объектами анализа: (П тип, ПС)

Функциональные зоны обследования: Объекты анализа:

А. маркетинг 1. реклама

Б. производство 2. состояние финансового положения организации

В. Финансы 3. система общения и поведения работников

Г. организационная культура 4. технический уровень предприятия

Д. кадры организации 5. компетентность руководства

(ответ: А – 1, Б – 4, В – 2, Г – 3, Д – 5)

4. Алгоритм проведения исследований: (1 тип, ПС)

а) «выход» - «ход» - «процесс»;

б) «вход» - «процесс» - «выход»;

в) «выход» - «процесс» - «вход»;

г) «процесс» - «выход» - «вход».

(ответ: а).

5. Глобальная цель функционирования организации: (1 тип, С)

а) цель главного руководителя организации;

б) цель основного структурного подразделения;

в) цель всей организации;

г) цель отдельного члена организации.

(ответ: в).

5. Параметры, исследуемые в первую очередь при системном анализе: (1 тип, ПС)

а) параметры «входа»;

б) параметры «процесса»;

в) количественные параметры;

г) параметры «выхода».

(ответ: г).

 

 

Тема 3. Методологические положения исследования систем управления.

Методология – это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его поведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулировки его цели.

Объектом исследования является система управления конкретной организации.

Предметом исследования является проблема (или комплекс проблем)

Проблема – это реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Возможные проблемы в организации:

- снижение технико-экономических показателей деятельности;

- отсутствие мотивации работников;

- низкая квалификация управленческих работников;

- большая текучесть кадров;

- громоздкая структура управления;

- большие затраты на содержание аппарата управления и др.

Подход – это исходная позиция, отправная точка, с которой начинается исследование и которая определяет его направленность относительно цели.

Практика проведения исследований показывает, что наиболее эффективным является диалектический подход, в рамках которого успешно реализуются все другие научные подходы, наличие которых он ни в коем случае не отрицает.

Диалектический подход основывается на ряде принципов, которые являются средством его реализации.

Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя 9 следующих принципов:

1. Объективность

2. Движение и развитие

3. Противоречивость

4. Научность

5. Проверяемость практикой

6. Взаимодействие

7. Целостность

8. Относительность

9. Генетическая и историческая определенность

Принцип объективноститребует проведения исследований на основереальной информации.

Принцип движения и развития требует рассмотрения всех явлений с учетом их функционирования и изменения качества, приспособления к меняющимся условиям.

Принцип противоречивости предполагает поиск противоречий, как ведущей силы всех изменений. Это важнейший принцип диалектического подхода.

Принцип научности устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости написания, объяснения и предвидения явлений. Научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение – это высший уровень эффективности исследования.

Принцип проверяемости практикой требует практической значимости исследования.

Принцип взаимодействия требует учета разнообразия связей, их системности, мновариантности.

Принцип целостности позволяет рассматривать систему как единое целое, имеющее свои границы (целостность всегда относительна).

Принцип относительности предполагает поиск ограничений, этапность проведения исследования, сравнительную оценку результатов. Этот принцип позволяет формулировать критерии отбора и оценок.

Принцип генетической и исторической определенности выражается в том, что каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций.

Все принципы диалектического подхода тесно связаны между собой.

Помимо диалектического подхода в системном исследовании используются и другие методологические научные подходы:

1) системный подход;

2) ситуационный подход;

3) интеграционный подход;

4) маркетинговый подход;

5) инновационный подход;

6) нормативный подход;

7) поведенческий подход.

 

Системный подход – исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

Ситуационный подход – проведение исследований в зависимости от сложившейся ситуации с учетом влияния на нее факторов внутренней и внешней среды.

Интеграционный подход – исследование осуществляется как по вертикали (между отдельными ступенями, уровнями и элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

Маркетинговый подход – проведение анализа отдельных сторон деятельности организации на основе маркетинговых условий. Главной целью при таком подходе является ориентация управляющей системы на потребителя.

Значение маркетингового подхода заключается в том, чтобы обеспечить организации конкурентные преимущества на рынке.

Инновационный подход – умение организации во время реагировать на достижения научно-технического прогресса: внедрение нововведений, производство новых товаров и услуг, новых технических решений. Процесс анализа при инновационном подходе должен охватывать все стадии жизненного цикла продукта. Анализируются возможности проведения научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), возможности внедрения в производство результатов НИР и ОКР, а также вывода нового продукта на рынок.

Особое внимание следует уделять анализу финансовыхвозможностей организации, т.к. расходы на разработку и внедрение инновационных идей все интенсивнее возрастают. Как правило, финансирование определенного проекта или новой научной идеи осуществляется инвестиционными компаниями, частными и государственными фондами.

Поиск надежных финансовых инвесторов имеет немаловажное значение, поскольку наукоемкое производство таит в себе большую неопределенность. Многие нововведения не доходят до массового производства из-за того, что отвергаются рынком, и финансовый риск здесь достаточно велик.

Немаловажное значение имеет собственная конкурентная позиция организации, ее деловая (конкурентная) стратегия, от которой зависит продолжительность жизни товара – от первых продаж до насыщения спроса и ухода с рынка. Управление организацией должно быть направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретателей.

Нормативный подход – умение руководствоваться нормативами, установленной для каждой отрасли (например, нормы управляемости), и нормативами, разрабатываемыми самими организациями (например, Положение об организации, должностные инструкции, штатные расписания и др.).

Поведенческий подход – создание необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией. Человек – самый важный элемент в системе управления.

Подход к исследования является одной из ведущих характеристик его методологии. Но было бы неправильно думать, что в практике исследования проблема заключается только в выборе наиболее подходящего подхода. В действительности каждый исследователь комбинирует различные подходы, выстраивая свою методологию поведения исследований. В этом и состоит искусство исследования. Нередко здесь и возникают и ошибки, ведущие к промахам и неэффективности.

Методология исследования систем управления включает в себя создание организационного механизма управления.

Хозяйственный механизм определяется экономическими законами и практической деятельности людей. Разные организации не могут иметь одинаковых хозяйственных механизмов. Даже организации, реализующие одинаковые цели, будут иметь разные хозяйственные цели.

Организационный механизм – это социально-управляемая система, обусловленная экономическими законами, наделенная соответствующими полномочиями, ресурсами, имеющая определенную структуру и позволяющая управлять коллективами людей путем принятия управленческих решений.

Организационный механизм рассматривается в двух разрезах:

«статистика»

«динамика»

«Статистика» - это организационная структура управления организацией.

«Динамика» - это процессы выработки управленческих решений (в рамках действующей структуры управления).

Система принятия решения является тем фундаментом, на котором достаточно полно и успешно проводится анализ всей системы управления.

Перестройка системы управления начинается с анализа действующей системы управления, который включает в себя 6 этапов (см.рис. )

 
 
1. Обследование организации управления

 


2. Изучение организационных процедур принятия решения.

 

 
 

 


 

   
 
 
 
6.Разработка документации.

 


 

Рис. Анализ действующей системы управления организации.

На 1 этапе проводится обследование организации управления: изучаются положения о подразделениях организации, должностные инструкции, о работах, выполняемых подразделении, потоки информации, документация. В результате выявляется степень соответствия действующей организации управления ее модели, т.е. выявляется проблема.

На 2 этапе изучаются процедуры принятия управленческих решений: даются их описания, перечень документов по каждой операции, указывается, откуда эти документы поступают и в виде какого документа оформляется принятое решение.

На этапе 3 выясняются взаимосвязи между процедурами принятия решений, и строится блок-схема принятия решений.

На 4 этапе составляется схема принятия решений по всем подразделениямиорганизации с указанием процедур принятия решений по всем уровням управления.

На 5 этапе проводится логический анализ всех процедур и общей схемы принятиярешений, который позволяет судить об эффективности организации управления в целом.

На 6 этапе вносятся изменения в действующую документацию, регламентирующую деятельность управленческого аппарата отдельного подразделения и всей организации. Разрабатывается новая документация (с учетом сделанных изменений).

Методология исследования систем управления предполагает наличие системнойконцепции[1] совершенствование организационного механизма управления. В основе этой концепции лежит анализ системы управления как системы принятия решений, исследование процесса управления и структуры управления (на уровне управленческих решений). По результатам анализа проектируется комплексная система управления, ориентированная на выбранные качественные цели.