Все организации являются открытыми системами.
Раздел 1. Методологические основы исследования систем управления.
Тема 1. Система управления как объект исследования.
В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, повышения эффективности управления.
Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внутренними и внешними условиями.
В организациях исследованиями занимаются е управленческие работники (специалисты и менеджеры). Иногда для проведения исследований приглашаются консультационные фирмы.
Классификация исследований
№№ п/п | Классификационные признаки | Виды исследований | |
По целям | Практические | Научно-практические | |
По методам проведения | Исследования эмпирического характера | Исследования, опирающиеся на систему научных знаний | |
По используемым ресурсам | Исследования на основе собственных ресурсов | Исследования на основе привлекаемых ресурсов |
Различаются исследования также по трудоемкости, продолжительности, информационному обеспечению, организации их проведения.
В современном менеджменте исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера.
Формула собственного управления: «Управлять, совершенствуя исовершенствуясь». Только исследование управления может реализовать эту формулу.
В современном менеджменте рассматривается множество самых разнообразных организаций: государственные учреждения, научно-производственные и общественные объединения, частные предприятия. Эти организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции или услугах. Поэтому они имеют различные цели и задачи, назначение, размеры, структуру и др. параметры.
Каждая организация имеет свою систему управления, которая и является объектом исследования в данной дисциплине.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Система управления любой организации является сложной, социально-управляемой системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (например, наличия ресурсов).
Представление объекта в виде системы всегда связано с определенными трудностями. Различают 5 типов системных представлений:
1) микроскопическое представление системы основано на понимании ее как множества относительно неделимых элементов, что находит свое непосредственное отражение в ее структуре управления;
2) функциональное представление системы выражается в наличии у нее определенных функций, необходимых для достижения поставленных целей;
3) макроскопическое представление системы позволяет рассматривать ее как единое целое, взаимодействующее с окружающей средой посредством множества связей. В свою очередь, внешняя среда, окружающая объект, тоже представляет собой систему, воздействующую на объект;
4) иерархическое представление системы позволяет рассматривать ее 4каксовокупность подсистем, связанных иерархически;
5) процессуальное представление системы выражается в осуществлении ею процесса управления, развивающегося во времени.
Каждая организация, как система, имеет 2 подсистемы:
1) управляющую подсистему (субъект управления);
2) управляемую подсистему (объект управления).
Например:
Аппарат управления предприятием - это субъект управления
Цехи - это объект управления
В свою очередь, цех можно рассматривать как самостоятельную систему управления, в которой также можно выделить управляющую подсистему и управляемую подсистему.
Например:
Аппарат управления цехом - это субъект управления
Участки - это объект управления
Участок тоже можно рассматривать как систему управления.
Например:
Аппарат управления участком - это субъект управления
Бригады - это объект управления
Подсистемы, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем. Так как все они взаимосвязаны и взаимозависимы, неправильное функционирование одной, даже самой маленькой подсистемы может оказывать негативное влияние на работу всей системы в целом.
Различают 2 основных типа систем:
1) закрытые системы ,действия которых относительно независимы от окружающей среды (например, часы);
2) открымые системы, которые характеризуются воздействием с внешней средой. Такие системы не являются самообеспечивающимися, они зависят от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Для продолжения своего функционирования эти системы должны приспособиться к изменениям в окружающей их среде.
Рационально разработанная и функционирующая система управления должна отвечать следующим требованиям:
1) детерминированность элементов системы – взаимодействие органов управления (например, отделов);
2) динамичность – перестраивание, приспособление системы к меняющимся внешним и внутренним условием;
3) наличие в системе управляющего параметра (таким параметром в социально управляемой системе является аппарат управления данного уровня, обладающий необходимой компетенцией);
4) наличие в системе контролирующего параметра наличие кураторов по определенным преблемам управления (например, общее собрание акционеров курирует деятельность директора организации);
5) наличие прямых и обратных связей – четкая регламентация приема и передачи информации при подготовке управленческих решений.
Управляющая подсистема (субъект управления)
Управляемая подсистема (объект управления)
Условные обозначения: - прямые связи
-обратные связи
Соблюдение указанных требований обеспечивает условия эффективного функционирования системы управления.
На рисунке представлена модель организации как открытой системы:
|
|
|
Для функционирования организации необходимы материалы, капитал, информация и человеческие ресурсы, которые она получает из окружающей среды. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она вносит в окружающую среду. В результате успешной работы организации появляются дополнительные выходы, такие как прибыль (в бизнесе), увеличение доли рынка, рост объема продаж (в бизнесе), рост организации, реализация социальной ответственности, удовлетворение работников и др.
Исследования представляют собой составную часть менеджмента организации. Исходя из этого, в основу их проведения должны быть положены следующие принципы:
1) исследуемый конкретный объект рассматривается как система (и в тоже время как подсистема по отношению к системе более высокого уровня);
2) обязательному исследованию подвергаются функции управления, обеспечивающие принятие управленческих решений заданного уровня качества при минимальных затратах;
3) Обязательным результатом проведения исследований должно быть повышение эффективности управленческой деятельности и сокращение затрат на содержание аппарата управления;
4) Использование творческого коллективного подхода в процессе проведения исследования для обеспечения наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления.
Проведение исследований необходимо в следующих случаях:
1) при совершенствовании системы управления действующей организации;
2) при разработке системы управления вновь создающейся организации;
3)при совершенствовании системы управления организацией в период реконструкции или технического перевооружения;
4)при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.
В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.