Контроль качества проекта

 

На стадии контроля каждой стадии ЖЦ ИТ выполняются мониторинг, контроль и формирование отчетности о соответствующем этапе проекта.

Целями этапа являются:

· осуществление контроля качества работ и результатов этапа;

· мониторинг состояния выполнения этапа, выявление отклонений и корректировка плана качества с целью устранения отклонений;

· обеспечение гарантий согласованности результатов этапа с целями проекта;

· эффективное разрешение проблем, выявление причин их возникновения и выполнение действий по их устранению.

Исходной информацией для выполнения действий по обеспечению контроля являются стратегии, стандарты и процедуры проекта. Основные задачи этапа - обзор результатов, аудит процессов, контроль выполнения показателей качества. Ключевым результатом являются документированные результаты аудита проекта.

Обзор качества состоит в анализе результатов работ по проекту на предмет соответствия стандартам и требованиям проекта. При разработке плана управления качеством (на стадии планирования) обзоры качества подготавливаются регулярно в ходе выполнения проекта и сопровождаются соответствующими комментариями к обзору. Обзоры качества могут подготавливаться с участием заказчика или без него только командой проекта.

Аудит качества проводится с целью оценить, насколько ход выполнения проекта соответствует планам проекта, принятым стандартам и процедурам. Цель аудита - подтвердить, что утвержденные процедуры выполняются и соответствуют требованиям проекта. По результатам аудита составляется отчет.

Методы, используемые для контроля качества, включают сквозной контроль, инспекции, тестирование, обзоры результатов. Контроль качества на этапе разработки может быть выполнен методом инспекции.

Инспекциявключает в себя такие процессы, как тестирование, предпринятое с целью определения соответствия результатов проекта принятым требованиям и стандартам. Различают тестирование отдельных бизнес-процессов и их совокупности (интеграционное тестирование). Для проведения тестирования разрабатывают сценарии. Для осуществления контроля качества разработанной ИС составляют сводную таблицу сценариев.

Пример формы такой таблицы приведен в табл. 11.5.

 

Таблица 11.5. Пример формы сводной таблицы сценариев тестирования
Наименование сценария Описание сценария Дата, время Тестировщик Приемщик Успешно (да/нет) Примечания
.              
Комментарий к форме 1. №: Номер сценария тестирования бизнес-процесса. 2. Наименование сценария: Короткое наименование сценария тестирования бизнес-процесса. 3. Описание сценария: Описание сценария тестирования бизнес-процесса. 4. Дата, время: Дата и время проведения тестирования. 5. Тестировщик: Консультант от исполнителя, участвующий в тестировании. 6. Приемщик: Сотрудник функциональной группы от заказчика, участвующий в тестировании. 7. Успешно? (да/нет): Отметка об успешности прохождения сценария тестирования. 8. Примечания: Дополнительные пояснения к результатам сценария

 

Ошибки, выявленные при тестировании, фиксируют в специальном журнале. Пример формы журнала ошибок представлен в табл. 11.6.

 

Таблица 11.6. Пример формы журнала ошибок
Наименование сценария № шага тестирования Шаг процесса Модуль Описание ошибки Решение Ответственный Намеченная дата
.              
.              
.              
Комментарий к форме "Журнал ошибок" 1. Наименование сценария: Короткое наименование сценария тестирования бизнес-процесса. 2. № шага тестирования: Уникальный идентификатор шага тестирования в формате Z.P#.NN, где Z - номер сценария тестирования, Р# - 5-значный номер процесса и NN - уникальный 2-циферный код в рамках сценария. 3. Шаг процесса: Номер и наименование тестируемого шага бизнес-процесса. Номер шага бизнес процесса в формате P#.NN, где Р# - 5-значный номер процесса, и NN - уникальный 2-циферный код в рамках процесса. 4. Модуль: Модуль ИС, с использованием которого реализуется шаг бизнес-процесса. 5. Описание ошибки: подробное описание ошибки, выявленной в ходе тестирования, со ссылкой на файл, в котором находятся полные сведения об ошибке. 6. Решение: Планируемые мероприятия по устранению ошибки. 7. Ответственный: Сотрудник, назначенный ответственным за устранение ошибки в намеченный срок. 8. Намеченная дата: Планируемый срок устранения ошибки

 

Контроль качества обеспечивается руководителем проекта, менеджером по качеству, командой проекта. В табл. 11.7 собраны функции участников процесса контроля.

 

Таблица 11.7. Функции участников команды проекта, обеспечивающих выполнение процесса контроля
Функция Результат выполнения функции
Руководитель проекта
Организация обзора результатов проекта и согласование выявленных замечаний Обзор качества (результаты процесса обзора)
Организация аудита качества работ и согласование выявленных замечаний Аудит качества (результаты процесса аудита)
Организация работы по сбору информации по показателям качества работ Показатели качества (результаты процесса контроля показателей качества)
Менеджер по качеству
Анализ и согласование выявленных результатов Обзор качества (результаты процесса обзора)
Анализ и утверждение результатов аудита Аудит качества (результаты процесса аудита)
Анализ показателей качества Показатели качества (результаты процесса контроля показателей качества)
Команда проекта
Участие в обзорах результатов проекта Обзор качества (результаты процесса обзора)
Участие в проведении аудита качества работ, выполнении согласованных мероприятий Аудит качества (результаты процесса аудита)
Участие в сборе информации по показателям качества работ. Показатели качества (результаты процесса контроля показателей качества)