Управление запасами предприятия

Управление запасами направлено на обеспечение бесперебойного осуществления процесса производства и реализации продукции и минимизацию текущих затрат по их обслуживанию на предприятии.

В качестве материально - производственных запасов принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально - производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально - производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Цель управления запасами - обеспечение бесперебойного производства и поставки продукции в нужном количестве и в установленные сроки и достижение на основе этого полной реализации выпуска при минимальных расходах на содержание запасов, нахождение оптимального соотношения между издержками и выгодами.

Товарные запасы должны отвечать определенным требованиям:

· достигать известных размеров, чтобы в течение данного периода удовлетворять размерам спроса;

· быть больше, чем средние размеры продажи;

· постоянно возобновляться.

Состав товарных запасов отражен на схеме (рис. 2.8).

 

Рисунок 2.8 - Состав товарных запасов предприятий

В товарные запасы не включаются:

• товарные запасы в пути;

• тара всех видов, как занятая под товарами, так и свободная;

• запасы товаров на складах юридических лиц, занимающихся заготовительной деятельностью.

Совокупность видов товарных запасов можно классифицировать по различным признакам (табл. 2.3).

 

 

Таблица 2.3 - Классификация видов товарных запасов в торговле

Признак класси­фикации Виды товарных запасов
А Б
1. По назначению 1. текущего хранения; 2. сезонного хранения; 3. досрочного завоза; 4. целевого назначения
2. По месту на­хождения   1. на предприятиях розничной торговли; 2. на базах и складах, обслуживающих розничные предприятия; 3. на мелкооптовых базах, распределительных складах и базах; 4. на производственных предприятиях; 5. на предприятиях общественного питания
3. По соответст­вию спросу насе­ления 1. соответствующие спросу населения; 2. несоответствующие спросу населения
4. По времени формирования   1. на начало периода (входные) 2. на конец периода (выходные); 3. на определенную дату
5. По измерите­лям 1. натуральные; стоимостные; 2. относительные; абсолютные
6. По размеру   1. максимальные; 2. минимальные; 3. средние
7. По соответст­вию нормативу 1. нормативные; 2. сверхнормативные; 3. ниже норматива
8. При­знаку потреби­тельского назна­чения 1. по продовольственным товарам; 2. по непродовольственным товарам
9. По регулярно­сти обновления 1. регулярного (текущего) обновления; 2. товаров сезонного расходования; 3. товаров сезонного поступления; 4. периодического обновления

 

Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом товарооборота. Поддержание нужных пропорций между величиной товарооборота и товарных запасов необходимо для предприятий торговли.

При недостаточной ве­личине запасов возникают трудности в удовлетворении покупатель­ского спроса.При излишке товарных запасов вызывают дополнительные потери, рост потребности в кредитах банка и расходов по оплате процентов за пользование ими, ухудшение финансового состояния.