Лекция 4

ТЕМА:Формирование системы управления муниципальным имуществом (муниципальными земельными ресурсами)

План

1. Задачи администрации в системе управления муниципальным имуществом

2. Цели и задачи системы управления муниципальным имуществом

3. Объекты и субъекты системы управления муниципальным имуществом

4. Цели управления муниципальной недвижимостью

5. Классификация методов управления муниципальной недвижимостью

 

(1). Муниципальное образование должно существовать как независи­мый хозяйствующий субъект, решающий задачи местного значения за счет средств местного бюджета и эффективного использования муни­ципальной собственности.

Администрация муниципалитета решает следующие задачи:

♦ формирование муниципальной недвижимости;

♦ организация учета муниципальной недвижимости;

♦ выбор форм и методов управления.

В настоящее время организационно-экономический механизм управ­ления муниципальной недвижимостью только формируется.

Выполняя функции собственника недвижимости, органы местного Самоуправления через КУМИ управляют недвижимостью: во-первых, продажей на конкурсной основе недвижимости, представляющей коммерческий интерес; во-вторых, передачей государственной муници­пальной недвижимости в управление специализированным коммерческим структурам.

Система управления недвижимостью — это открытая система, ко­торая характеризуется частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Кроме того, это система с обратной связью, так как по определениюсистема местного самоуправления является выборной и любые решения, принимаемые местной администрацией, получают политическую окраску.

(2). Цели и задачи системы управления муниципальным имуществом

Создание системы управления муниципальной собственностью преследует достижение следующих целей:

- формирование необходимой инфрастуктуры цивилизованного
рынка недвижимости;

- увеличение доходов бюджета города за счет увеличения плате­жей за недвижимость;

- повышение инвестиционной привлекательности территории му­ниципального образования за счет:

• обеспечения гарантий имущественных прав на недвижимость;

• предоставления льгот по платежам за недвижимость на пери­
од проектирования и строительства конкретных объектов;

• развития системы ипотечного кредитования;

• упрощения и ускорения процедуры оформления сделок с не­
движимостью;

• содействия решению социальных проблем, в том числе жи­лищной.

Система управления муниципальной собственностью должна обес­печить решение следующих задач:

♦ полный учет недвижимости, осуществляемый на базе эффективно функционирующего кадастрового итехнического учета (инвентаризации) недвижимости;

♦ государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней

♦ оценка недвижимости (в том числе рыночная) для целей налогообложения, страхования, ипотечного кредитования, оценки
вкладов при создании хозяйственных обществ и товариществ,
определения выкупной цены в договорах купли-продажи ииных
возмездных сделках;

♦ эффективное управление недвижимым имуществом, вовлечение
его в полноценный гражданский оборот;

♦ сформирование эффективной системы контроля за использова­нием и изменением недвижимости;

♦ подготовка доступной и достоверной, достаточно полной и опе­ративной информации о недвижимости для граждан июридиче­ских лиц.

(3). Объекты и субъекты системы управления муниципальным имуществом

Объектом управления является недвижимость, расположенная на территории муниципального образования или за его пределами, на­ходящаяся в муниципальной собственности, а именно:

♦ муниципальный жилищный фонд;

♦ находящееся в муниципальной собственности недвижимое иму­щество, в том числе переданное в аренду, пользование, залог и по
иным основаниям;

♦ муниципальная недвижимость, закрепленная на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями
или на праве оперативного управления за муниципальными казенными предприятиями, муниципальными учреждениями;

♦ недвижимость, приобретенная муниципальными унитарными
предприятиями и муниципальными учреждениями;

♦ иное недвижимое имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета, а также переданное в дар;

♦ казенное недвижимое имущество.

В последнее время четко обозначился подход к недвижимости как к единому объекту, т. е. основным объектом управления становится комплексный объект недвижимости — юридически обособленная часть недвижимости,состоящая из земельного участка (или его доли) и всех прочно связанных с ним объектов и (или) их частей, перемещение ко­торых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Основной частью недвижимости признается земельный участок, а все постройки и здания — его неотделимыми улучшениями.

Субъектами управления (в рамках предоставленных им полно­мочий) являются органы местного самоуправления (в крупных горо­дах это администрация города в лице комитета по управлению имуще­ством совместно с профильными департаментами и управлениями), а также юридические и физические лица.

Управление муниципальной недвижимостью следует рассматривать как совокупность эффективных действий собственника (или управляющего), направленных на сохранение основных качеств недвижимой собственности или ее приращение; как целенаправленное воздействие на объекты недвижимости и субъектов их использования в интересах муниципального образования, связанное с установлением правил, условий использования муниципальной недвижимости, с достижениемпоставленных целей..

(4). Цели управления муниципальной недвижимостью

Основными целями управления муниципальной недвижимостью являются:

1) обеспечение сохранности, рационального использования и раз­вития муниципальной недвижимости;

2)обеспечение местных интересов в процессе разработки и реали­зации комплексных программ развития муниципального образо­вания;

3) решение социальных задач, связанных с использованием недви­жимого имущества;

4) улучшение состояния, развитие объектов недвижимости путем
портфельных или прямых инвестиций, повышение их рыночной
стоимости;

5) оптимизация издержек на содержание объектов;

6) повышение доходности объектов недвижимости.

 

(5). Классификация методов управления муниципальной недвижимостью

В основе методологии управления муниципальной недвижимостью лежат 2 группы методов — организационно-правовые и организаци­онно-экономические методы.

I. Организационно-правовые методы, т. е. прямые командно-распорядительные воздействия субъектов управления на имущественные отно­шения в форме прямых административных указаний и правил, регулирующих процесс передачи прав собственности, выбор стандартных
процедур и техники управления. К ним относятся следующие методы.

1. Учреждение унитарных предприятий с передачейнедвижимости
на праве хозяйственного ведения.

2. Учреждение муниципальных учреждений с передачей недвижи­мости на праве оперативного управления.

3. Внесение доли в уставной капитал акционерного общества (в виде
имущественного комплекса или в виде права пользования имуществом).

4. Передача недвижимости с баланса на баланс.

5. Снижение стоимости недвижимости вследствие износа.

6. Передача недвижимости в аренду (имущественных комплексов
в целом или отдельных помещений, зданий, сооружений).

7. Залог недвижимости.

8. Передача недвижимости в доверительное управление.

9. Отчуждение недвижимого имущества.

10. Согласование учредительных документов.

11. Контроль за соблюдением уставной деятельности в части пользования имуществом.

12. Заключение контракта с руководителем муниципального уни­
тарного предприятия.

13. Заключение контракта с руководителем муниципального учреждения.

14. Согласования решения о приватизации муниципальной недвижимости и др.

II. Организационно-экономическиеметоды — это воздействие на экономические интересы участников имущественных отношений по средством преобразования форм собственности, регулирования дея­тельности предприятий, использующих муниципальную недвижи­мость. К ним относятся следующие методы.

1. Установление норматива отчисления в бюджет от прибыли му­ниципальных унитарных предприятий.

2. Установление норматива бюджетного финансирования муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.

3. Установление норматива финансирования из внебюджетных источников.

4. Установление платежей за пользование муниципальной недви­жимостью (арендная плата, отчисления от прибыли унитарных
предприятий).

5. Установление нормативов экономических санкций (штрафных).

6. Установление ставок налогов.

Выбор какого-либо метода управления определяется целями управ­ления.

Основные цели управления.

1. Обеспечение сохранности рационального использования и раз­вития муниципальной недвижимости.

2. Обеспечение местных интересов в процессе разработки и реализации комплексных программ развития муниципальных образо­ваний.

3. Решение социальных задач, связанных с использованием муни­ципальной недвижимости.

4. Улучшение состояния развития объектов недвижимости путем
инвестирования, повышения их рыночной стоимости.

5. Оптимизация издержек на содержание объекта.

6. Повышение доходности объектов недвижимости.

Цели управления могут разделяться на стратегические и оперативные.

Стратегические цели реализуются местными администрациями в ком­плексных программах социально-экономического развития территории.

Оперативные цели формируются местными администрациями и ре­ализуются уполномоченными органами или муниципальными управ­ляющими компаниями через конкретные программы управления от­дельными объектами недвижимости.

Оперативное управление: передача недвижимости в организации учредителя реализуется государственным муниципальным учрежде­нием на основании постановления главы администрации.