Поэтика Н.Рубцова, основные образы его лирики, своеобразие

ДЕРЕВЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ХУДОЖ ТЕЧЕНИЕ 1960-1980-Е ГОДЫ

В названии темы иллюстрируется мысль о проницаемости литературы. Деревенская литература складывается в убедительное явление уже в середине 60-х годов. 60-70 – расцвет художественного явления. В середине 80-х уже наблюдается кризис. Деревенская литература существует еще и в 90-е годы, но уже угасает. На смену художественной убедительности приходит политическая ангажированность. Прежние традиции воспринимаются устаревшими.

ПЛАН:

1.Истоки художественного явления – течения Деревенской литературы

Генезис Деревенской литературы – русская классическая литература 19 века, произведения о народе. Мир людской и его совокупность: от Некрасова до Толстого, Достоевского, почвенническая традиция конструировала миф об уникальности русского национального самосознания, самобытность русского национального мира. Творчество Кольцова – вариант русского Бёрнса, более поздние поэты-народники (суриковская школа). Это первая линия – зарождение почвеннической традиции.

2. Вторая традиция – 20 век (первое десятилетие) – новокрестьянская поэзия, начиная с Николая Клюева, Сергея Есенина (масштабнее, чем новокрестьянский поэт) – разрабатывает образ национального мира в своем творчестве. Есенин становится иконой для деревенской литературы. Новокрестьянские поэты – Клычков, Орешин и др. Проза орнаментальная 20-х годов, посвященная исконной, глубинной жизни национального народа (многие поэмы в прозе): Всеволод Иванов, Юрий Ивнев и др. писатели, которые изучали национальное народное самосознание.

Противоположность творческих индивидуальностей: Рубцов – Живулин, Абрамов – Белов, Распутин – разные писатели. Что их объединяет? Ведущие художественные черты деревенской литературы:

I. Художественный пафос ДЛдвунаправлен: основные художественные модели можно проследить через пафос. С одной стороны, это пафос критический (советская действительность критически осмысляется). Критический пафос не случаен: проблема исторически объективная. Россия в 10-20-е годы 20 века была страной по преимуществу деревенской, крестьянской, затем процессы: мировая война, коллективизации, вторая мировая война, революция – это наглядные приметы ощущения кризиса, распада, разрушения мира окружающего. Это то, что волновало писателей-деревенщиков, отсюда и острый критический пафос восприятия мира. Второй элемент пафоса, с другой стороны, идеологизирующий, конструирующий, связанный с созданием мифа о русской деревне. Мифне нужно понимать как оценочное суждение, это попытка из элементов истории, прежней культуры, основываясь на духовную, нравственную традицию, сконструировать идеал взаимодействия мира и человека, который видится писателям-деревенщикам. Миф о русской деревне обращался прежде всего к истории, ее традициям, устоям, должен был помочь отыскать новые пути. Вывод: Двунаправленный пафос создает законченную картину мира, где в центре деревенский мир, мир человеческий является частью большого окружающего живого мира, человек воспринимается как часть живого бытия. Гармоничное существование возможно, если человек понимает свое место в мире. Деревенский мир важен не сам по себе, а как место, точка встречи человека со вселенной, круговоротом бытия. Разные процессы: которые разрушают и обращются к устоям, попытка поиска, конструирования на основании этого общей модели ценностей.

II.Ученые-литературоведы выделяют два направления, более локальных по отношению к ДЛ. Они связаны с пафосом, который там присутствует.

а)Первое направление – социально-психологическое, второе – лирико-философское. Никакой жесткой границы между этими направлениями нет внутри ДЛ. К социально-психологическому направлению принадлежат авторы, работавшие больше с историческими событиями – осмысляли судьбу русской деревни, связанную с историческими катастрофами. Это такие авторы, как 1) Фёдор Абрамов (роман-эпопея «Пряслины», в составе которого 4 романа) [экранизация Абрамова - Иванов]. Федор Абрамов умер в начале 80-х годов. К нему хорошо относились деятели искусства. 2) Борис Можаев (роман-эпопея «Мужики и бабы», экранизированный, о трагедии российской деревни в эпоху коллективизации). 3) Иван Акулов, уральский писатель, роман «Касьян Остудный» (читать не нужно). Касьян Остудный – это святой, чье ДР падает на 29 февраля (високосный год). Год 28, год коллективизации был високосным годом. 4) Василий Белов – философская лирика, Василий Белов поздний, роман-эпопея о коллективизации, роман «Год великого перелома». Ключевое событие эпического масштаба осмысляется писателем. В основном, это романы, т.к. речь идет о глобальных эпических событиях, для которых более приемлема романная форма.

Второе направление, лирико-философское: Авторы Василий Белов ранний. Повесть «Привычное делу», цикл рассказов «Плотницкие рассказы». Творчество Валентина Распутина (в координатах 60-80-х годов:«Деньги для Марии» до повести «Пожар»).

[Прочитать 2 произв-я ДЛ (одно произв. Белова и одна повесть Распутина).Вспомнить «Уроки французского»].

лирического героя.

Раздел Деревенской литературы:

«ТИХАЯ ЛИРИКА». ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ РУБЦОВА

Лирико-философское направление у Рубцова. Герой воспринимает себя в контексте русской деревни и проговаривает свою связь с миром. Но Рубцова можно отнести и к социально-психологическому направлению. Потому что история на Руси (от монгольского нашествия) являются источником чувств героя. Направления взаимосвязаны.

Рубцов родился, как многие писатели, поэты ДЛ, в глубинке. Рубцов – русский Север, Шукшин – Алтай, Абрамов – Сибирь. Это не случайно, потому что эти места всегда были некой отдушиной, туда беглые уходили, чтобы начать новую жизнь. Сокровища русской национальной культуры сохранились лучше всего в этих местах. С одной стороны, большая степень свободы, с другой стороны, больше всего влияют на мышление человека, знание мира национальной культуры, который был порушен мировыми войнами, революциями. Рубцов принадлежит к поколению военных лет, чье детство пришлось на военные годы, он 31 года рождения, было 12-13 лет, когда война закончилась. Отсюда мотив тяжелого военного детства, голод. После войны его призывают в армию, на флот. Рубцов поступает в литературный кружок, когда служит на флоте, участники кружка пишут стихи, читают их. Есенин пришел к этим молодым парням, стал для них настоящим потрясением, оказалось, что стихи Есенина настолько характеризуют их мир, их опыт, мироощущение. Вместо того, чтобы читать, обсуждать свои стихи, они занимались стихотворениями Есенина.

Весьма непростая ситуация – преодолеть гения, влияющего на тебя. Многим поэтам не удалось преодолеть Есенинское. Но Рубцов смог найти свой собственный уникальный голос, который его в контексте отечественной поэзии его утвердил. Рубцов не ровный автор (есть слабые стихотворения). Но он развил в себе уникальный неповторимый голос.

«Тихая моя Родина» - название этого стихотворения дало название его лирике, сформировало ее характер. Рубцов обладал сложным характером. После службы Рубцов, чувствуя в себе литературные задатки, едет поступать в Московский институт, поступает не с первого раза, учится на заочном отделении, потому что нужно работать, обеспечивать родных. Успешно заканчивает литературный институт, к этому времени собирается его книжка, которая выпускается. За эти учебные годы он формирует себе и поэтическое имя, многие стихи становятся эмблемой ДЛ. Во многом формирует пафос деревенской литературы. Достаточно ранняя творческая зрелость наблюдается в 60-е годы. С одной стороны, существуют поэты, ориентирующиеся на обновление и преображение поэтического слова (эстрадники, шестидесятники), с другой стороны – тихая лирика Рубцова и других поэтов.

Умер достаточно рано, погиб трагически в 38 лет. Напророчил сам себе свою судьбу. За год до смерти у него появилось стихотворение «Я умру в крещенские морозы». Ровно через год в крещенские морозы он был убит.

Несмотря на достаточно непростую биографию, спады и подъемы, творческие и человеческие, у него можно найти несколько десятков достойных текстов (хорошая, настоящая, достойная поэзия).

Динамика рубцовского художественного развития: связь, диалог с традициями Тютчева и Фета в 60-е годы. Фет – стремление создать богатейший внутренний мир, психологизм. Для Рубцова, для поэтов тихой лирики, для ДЛ вообще эти авторы важны. У Тютчева и Фета создается образ национального мира. Рубцов - создание задорных, ироничных стихотворений. «Я переписывать не стану…» - отчетливый манифест, ориентир традиции, декларация, связанная со значимостью собственного голоса. Я выдумывать не стану из себя особого Рубцова, стремление искренне разобраться с собой и окружающим миром (не будет играть в Тютчева и Фета).


Ферапонтово

В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель...
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле...


Мир, связанный с образом русской деревни, и человек в этом мире изображен в стихотворении «Ферапонтово» («В потемневших лучах горизонта...»). Стихотворение, сюжет которого связанной с определенной ситуацией: ЛГ смотри на деревню, которая открывается ему по-особому, есенинские мотивы мира как храма, сакральные мотивы, связанные с поэтизацией мира рукотворного и мира природного. Деревня предстает как храм. Это не просто место жизни, но и некое чудесное творение, потому что она вписана в мир окружающий, не случайно поставлена здесь человеком, Ферапонтом. Он увидел, что именно здесь должна стоять деревня, что и открывается взору ЛГ, она гармонично вписана в окружающее мироздание. Дионисий – архитектор, современник Андрея Рублева. Один из знаменитых зодчих. С одной стороны, образ деревни и храма соединяется, уравнивается (ЛГ видит не только деревню, но и храм), с другой стороны, видит в красоту в образованном византийском Дионисии и простом крестьянине. Для него культура соотносится с вписанностью человека в мир окружающим и с умением создать и увидеть красоту в окружающем. Все для органично для ЛГ. В этой ситуации для него обнаруживается концентрация смысла жизни.


ЛЕВИТАН


(По мотивам картины 'Вечерний звон')

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн,-
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...


Раннее стихотворение Рубцова – умение богатого ассоциативного поэтического письма. Это стихотворение «Левитан» - построено на звуковом переплетении двух центральных образов. Подзаголовок «По мотивам картины «Колокольный звон»». Рубцов с помощью языка поэзии передает, перекодирует левитановскую картину. Первая строфа – здесь появляется несколько образов левитановской картины, эмоциональная концентрация чувств, а не описание картины. Образ колокола трансформируется в разных ипостасях: это и колокольчики в степи, и звонящие колокола, семантика «колокола-колокольчики-колокольцы», и околица, и окоем (мир окружающий, око объемлет, вселенную объемлет. Дальше и око, и колонны, мотив классической культуры. Тут даже нет смысла по полочкам раскладывать отдельный образ, связь ассоциативных перекличек вокруг центрального образа. Смысл глубинно-философский, связанный с национальным духом. ЛГ – часть этого мира, здесь и сейчас он ощущает единение с традициями культуры. Народный менталитет и классическая культура – все для ЛГ здесь органично соединено.

Не случайно в лирике Рубцова одна из ведущих нот связана с элегической тональностью. Она связана с тем, что сам жанр элегии ориентирован на поиск ответов на вечные вопросы. Лирика связана с размышлениями о текущем времени, с грустью, тоской, светлой печалью. Поэзия Рубцова соединяла в себе тональности: идиллическую (конструирование идеала художественной прежней Руси, России, заключающей в себе истоки духовного нравственного совершенства пути) и элегическую тональность (идеал чаще всего отыскивается в прошлом, в том, что ушло безвозвратно). Связь с деревенской традицией тихой лирики (она тоже элегична). В целом на уровень тональности и в поэзии Рубцова, и в деревенской литературе элегичность присутствует. Элегия и идиллия не синонимы, несмотря на похожесть. Естественно в поэзии Рубцова достаточно много тревожных тем и мотивов, и тональность его лирики не всегда благостна (например, стихотворение «Звезда полей»).


«Звезда полей»

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...

 


Стихотворение «Звезда полей». В этом стихотворении звучат тревожные раздумья над законами бытия в целом. Здесь стихотворение, особенно последние строки, отсылают к романсу «Гори, гори, моя звезда» (человек в контексте мироздания). Звезда становится эмблемой, сопутствует лирическому герою. Но звучит интонация тревоги, беспокойства и за свою судьбу, и за судьбу мира. Она повторяется рефреном («гори, гори, звезда моих полей»). Он вписывает судьбу своей Родины в контекст мироздания. Его волнуют вечные законы бытия в контексте своего земного пребывания, существования. Здесь звучат идиллические мотивы (гори серебром) соединяются с образом тревоги (звезда заледенелая). Звезда появляется в разных ипостасях у ЛГ Рубцова. «Земной простор», «мир как храм» – от Есенина. Незамкнутость мира здесь и сейчас. Искания героя, его размышления.


В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...


Стихотворение «В горнице моей светло» - на него сделан романс. Уютный, идиллический образ мира оформляется в этом стихотворении. Повседневное время сливается со временем вечности.

Рубцов далеко не всегда столь благостен и идилличен. Это связано с противостоянием кризиса духовного.


Седьмые сутки дождь не умолкает.
И некому его остановить.
Все чаще мысль угрюмая мелькает,
Что всю деревню может затопить.
Плывут стога. Крутясь, несутся доски.
И погрузились медленно на дно
На берегу забытые повозки,
И потонуло черное гумно.
И реками становятся дороги,
Озера превращаются в моря,
И ломится вода через пороги,
Семейные срывая якоря...

Неделю льет. Вторую льет... Картина
Такая — мы не видели грустней!
Безжизненная водная равнина
И небо беспросветное над ней.
На кладбище затоплены могилы,
Видны еще оградные столбы,
Ворочаются, словно крокодилы,
Меж зарослей затопленных гробы,
Ломаются, всплывая, и в потемки
Под резким неслабеющим дождем
Уносятся ужасные обломки
И долго вспоминаются потом...

Холмы и рощи стали островами.
И счастье, что деревни на холмах.
И мужики, качая головами,
Перекликались редкими словами,
Когда на лодках двигались впотьмах,
И на детей покрикивали строго,
Спасали скот, спасали каждый дом
И глухо говорили: — Слава Богу!
Слабеет дождь... вот-вот... еще немного.
И все пойдет обычным чередом.


Стихотворение Рубцова «Седьмые сутки дождь не умолкает…» (по 1-ой строчке). Стихотворение-зарисовка, где герой размышляет над судьбой своей Родины. Слышим горькую авторскую иронию. Стихотворение из зарисовки деревни превращается в размышление о судьбе Родины, современности. Происходит это благодаря символике или проблематике. Обыденная житейская ситуация или ситуация потопа, катастрофы (предапокалипсиса в Библейских книгах) преломляется по-разному. В стихотворении звучит традиция текста библейского, литература актуализирует библейские смыслы. Ситуация потопа – дождь, который льет почти 40 дней и 40 ночей. Образы: размытое затопленное кладбище вызывает цепочку ассоциаций: 1) Пушкин: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам, метафора, связанная с разрушением основ бытия. Ощущение своей сопричастности этому миру и этой земле. Тут еще видим пушкинские аллюзии, апокалиптический образ. Он достаточно точен, детален и вещественен. Экзотизм – прямое жизненное наблюдение – образ крокодила, образ, связанный с разрушением, гибелью мира (в библейских текстах тоже). В открытом финале звучит горькая ирония по отношению к главным действующим положительным героям. «Все пойдет своим чередом…», опять до новой катастрофы. Стихотворение пронизано ощущением тревоги. Эсхатология имеет место быть, из повседневной зарисовки вырастает.

Стихотворение «Поезд» - мотив стремительного движения. Мотив катастрофы.

 

 


Тихая моя родина!Ивы, река, соловьи...Мать моя здесь похороненаВ детские годы мои. - Где тут погост? Вы не видели?Сам я найти не могу.-Тихо ответили жители:- Это на том берегу. Тихо ответили жители,Тихо проехал обоз.Купол церковной обителиЯркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами,Сено гребут в сеновал:Между речными изгибамиВырыли люди канал. Тина теперь и болотинаТам, где купаться любил...Тихая моя родина,Я ничего не забыл. Новый забор перед школою,Тот же зеленый простор.Словно ворона веселая,Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!..Время придет уезжать -Речка за мною туманнаяБудет бежать и бежать. С каждой избою и тучею,С громом, готовым упасть,Чувствую самую жгучую,Самую смертную связь.

 

Квинтэссенция поэтических размышлений Рубцова - стихотворение«Тихая моя Родина». Когда Рубцов учился в университет, уже был достаточно зрелым поэтом. Стихотворение посвящено Василию Белову (не случайно). Стихотворение состоит из 8-ми строф. Быстрый переход от состояния к состоянию ЛГ. Размышление о времени, вечности, современности, о том, как она вписана во время в рамках контекста пути самого ЛГ, об изменениях в мире, которые происходят. Лирический сюжет , в отличие от эпического сюжета, определяется динамикой чувств, эмоциональным состоянием героя. Первые две строчки образа являются традиционными не только для ДЛ тихой лирики , но и в целом для поэзии пасторально-идиллического характера. Традиционные поэтические образы-эмблемы, характерные для поэтов-романтиков: образ ивы (с тональностью печальных и в то же время просветленных мыслей эмоционального состояния ЛГ), река – символ течения времени, один из самых устойчивых смыслов. Символ течения, движения времени. Соловьи – элемент пасторали деревенской, красота мира, вдохновение творческое человека. Соловьиное пение. Хронотоп связан с миром сельским, природным, ЛГ отыскивает моменты созвучия, совпадения себя с миром окружающим. Последние строчки (мать моя похоронена) – конкретные события, мотив одиночества, трагичности судьбы (не только для романтической элегии характерно), в следующей строфе разворачивается образ сельского кладбища. Уединенное, тихое, связанное не только с состоянием ужаса смерти, но и с размышлениями ЛГ. Возникает поджанр в связи с кладбищем, «кладбищенская поэзия». Кладбище в 19 веке становится одним из мест прогулок, размышлений человека (кроме упокоившихся людей присутствует мир окружающий, природный, холмики, кусты, соловьи). Это порог одновременно и конца жизни. и вечного круговорота. Это традиционно для элегии. Рубцов не случайно вспоминает в деревенском топосе о кладбище. Идиллическая интонация взрывается уже во второй строфе. Хотя продолжается тихое, плавное, неторопливое течение, но при этом смысл вопросов ЛГ взрывает идиллическое состояние. Сельский идиллический хронотоп разрушается. ЛГ не тот мудрый созерцатель, герой романтической поэзии, который находится в поисках ответов на вечные догадки бытия. Здесь ЛГ сам фиксирует свое трагическое состояние. ЛГ забывает самое дорогое, что может быть на свете, он забывает дорогу к могиле матери. Это большой кризис в душе ЛГ, который мы встречаем. Поэтому что изменился мир окружающий, но и потому что что-то изменилось в самом герое. Судьба, обстоятельства складываются – он очень долго не был в родных краях, неисполнение сыновьего долга (почему раньше не нашел времени посетить место, где лежит человек, который дал тебе жизнь). Отчуждение ЛГ, практически полное, от мира близкого, родного. 3-4 строфа – углубление ситуации трагичности, ощущение распада (вспоминается шекспировское «распалась связь времен»). Мотив разрушенного храма как символ упадка, запустения, символ того, что на этом месте печать гибели лежит. В 4 строфе с одной стороны жизнь на месте не стоит (практическая польза – перекопать речку), но для ЛГ – это любимое место в детстве. Разочарование ЛГ, когда он видит, как невозвратно меняется ландшафт. Образы упадка, запустения и параллельно угнетение состояния ЛГ – в 5-ой строфе. Купания детские безвозвратно утеряны, сам мир меняется для ЛГ. В этой же происходит эмоциональный перелом в состоянии ЛГ и в его отношении к миру. После многоточия, которое обозначает эмоциональную паузу, ЛГ берет время на то, чтобы перевести дух, задуматься тем, что вокруг него происходит. Несмотря на это ощущение упадка, заброшенности, ЛГ начинает входить в лирическое пространство на уровне ритма (тихая моя родина, тихо проехал обоз). Ощущение распада личности, распада сознания. 6 строфа – герой здесь и сейчас перед нами, который ассоциирует себя с подростком, озорным мальчишкой, но суть героя остается неизменной. 5-6 строфы – он ощущает диалектику жизни: с одной стороны, все изменяется, с другой стороны, в этом мире есть константа (на уровне ритма, течения жизни ощущение бытия остается прежним). ЛГ незаметно для себя начинает быть созвучным этому миру, диалектически изменяющемуся, трансформирующемуся. Он в то же время чувствует существование констант на уровне незыблемых ценностей, осознанных ЛГ, возврат к душе мальчики успокаивает душу героя. В последних строфах происходит приятие закона бытия, невозможность возвратить время. Не случайно мотив школы в 7 строфе повторяется (школа моя деревянная, скоро придет время уезжать). Школка и сама по себе и способ знакомства с окружающим миром. Мудрое приятие диалектики бытия. Нужно сохранять в себе ядро нравственное, любовь к миру и т.д. «Время придет уезжать, речка за мною туманная будет бежать и бежать» - множество раз появляется образ реки. Речка – спутница ЛГ, центр мироздания для ЛГ-ребенка. Река – символ движения, течения времени. Связь с Пастернаком (Сестра моя жизнь, движение человека в поезде, пространство на него надвигается). Здесь то же с речкой. Ассоциация-аллюзия: речка, как верная собачонка, не хочет отпускать этот мир. Речка за ЛГ, как верная собачонка, бежит, струится за ЛГ. Ощущение связи, родства. Происходит процесс восстановления пребывания ЛГ на родине. Поэтому последняя строфа не как некая пустая декларация, а как логическое подведение итогов воспринимается: то, что герой ощущает на своем опыте, то, что проживает. Не снимается драматизм бытия, ощущение краткости земной жизни как мифа. Сюжет построение, намечен: настоящее-прошлое-будущее. Этот текст становится эмблемой ДЛ в целом.

5.Повести В.Белова: поэтика, конфликты, герои, художественная философия (одна из повестей по выбору студента).

ПОВЕСТЬ ВАСИЛИЯ БЕЛОВА «ПРИВЫЧНОЕ ДЕЛО» В КОНТЕКСТЕ ДЕРЕВЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Цепь новелл отражают жизнь героя. У писателя не случайно выбрано имя героя, оно определяет логику существования героя в мире: 1) типичность героя Белова – деревенский житель средних лет, 2) некая экзотичность и необычность. Повесть не случайно называется «Привычное дело». Мотив привычности в названии подчеркнут. «Привычное дело» в значении «бывает», «проживем»– это любимая присказка Ивана Африкановича. Характеризует изначально особенности взаимоотношения героя и мира. Мир как привычное дело. Реалистически выписанный типаж характера. Герой, который стремится жить по честности, справедливости, но далеко не всегда ему получается быть опорой семьи, вытягивать семь детей (несмотря на то, что любит и семью, и детей). Отсюда ощущение недостатка его внимания, заботы в мире, в семье, помощи детям. Живет семья непросто, периодически находясь в нужде. Он не плохой, и не хороший, он – человек, который скользит по течению жизни, против жизни не идя, не нарушая законов нравственных. Он действительно – часть окружающего его мира, он знает и любит окрестности, знает односельчан. Моменты гармонии, созвучия в семье у героя присутствуют все-таки, когда все благополучно. Обычность сочетается с умением героя попадать в истории. Новелистичность мышления!

«Плотницкие рассказы» – цепочка новелл. События, происходящие с героем, передаются цепочкой историй, строящихся по одной схеме, ритму : «хотел как лучше, а получилось как всегда». Иван Африканович движим благими намерениями, но дальше всегда происходит какой-нибудь конфуз. «История о пошехонцах» - новелла, стилизация под народное придание, преломляется в повести. Эта новелла о людях, которые настолько несуразны и неудачливы: что бы ни начали делать, всегда попадают впросак. Четко проецируются на жизнь самого Ивана Африкановича. Стилизуется сам говор, народное слово, говор, без чрезмерных диалектизмов, это живой литературный в основе своей язык.

Иван Африканович в своей жизни реализует пошехонскую модель. 1 глава повести: персонаж возвращается на санях из города, везет товары в сельский магазин. По дороге вечером останавливается погреться, встречает приятеля Мишку, цепочка нагромождающихся несуразностей, абсурда (заключает пари). Герой пари принимает и побеждает, но с большим уроном для собственного здоровья и сознания, отчасти приходит в себя, выясняется, что у Мишки в селе есть зазноба, женщина, к которой Мишка неравнодушен. Иван Африканович для счастья друга предлагает Мишке пойти свататься (ночью два пьяных мужчины идут свататься). Сватовство заканчивается ухватом. Проснувшись утром, Иван Африканович понимает, что утеряно время, лошадь с телегой, понимает, что годами не расплатится за товар (гос. имущество, хищение в особо крупных размерах). Оказывается, что ночью умная лошадь дорогу до дома находит, только не смогла перебраться самостоятельно через узкие мостки, и сани упали в овраг (но убытки незначительные – помятый самовар, что-то разбито). Ситуация по принципу снежного кома разрастается. Белов четко выдерживает сюжетную конструкцию: по мере нарастания риска, угрозы для героя и его семьи. Впоследствии Иван Африканович умудряется попасть под суд за затопленный трактор. Достаточно большие убытки, но срок получает условный с учетом личности и того, что у него 7 детей, 8-го ждут. Но на этом он не останавливается, идет к кульминации.

Все начинается как анекдот, а заканчивается плохо для Ивана Африкановича. Его друг Митька подбивает его отправиться в город – торговать луком (в деревне стоит копейки, а городским жителям нужны витамины, продается дорого, как кажется Митьке). Самые лучшие побуждения движут Иваном Африкановичем. Есть возможность заработать и решить множество проблем семьи. Набивают багаж луком, нужно как-то провести в поезде, в итоге их ссаживают. Они остаются без денег, без лука. Возвращается домой, а дома его поджидает настоящая беда. Екатерина, испытывавшая проблемы со здоровьем не один год, умирает от инсульта в 47 лет, оставив Ивана Африкановича, своих детей.

Повесть заканчивается настоящей трагедией в жизни героя. Он часто не задумывался над тем, что и для чего делает. Единственный человек, который любил его по-настоящему (как и он ее), умирает. Страшный груз ответственности, о котором он не задумывался, сейчас ложится на героя (судьбы, жизни, воспитание 7-ых детей). Он чуть не сходит с ума. Его удерживает ощущение, что будет с детьми.

Первые дни после похорон находится в прострации. Белов представляет нам сознание героя под влиянием горя, как начинает постепенно пробуждаться сознание Ивана Африкановича: нужно понять, в чем заключается суть жизни, как выжить, выбраться из ситуации и детей не погубить. То, о чем он раньше вообще не задумывался (сознание, рефлексия практически не включается у героя, действует автоматически), теперь показан сложный процесс, как сознание начинает включаться, задумываясь над простейшими и в то же время универсальными вопросами. Это начинается с разговоров с Катериной, хотя ее и нет на свете, но для него становится традицией заглядывать на могилку Катерину, сидит, грустит часами (ему не с кем делиться, дети маленькие, не очень его понимают), он просто рассказывает, что произошло за день с ним, детьми, самые обычные, простые, повседневные дела. Постепенно механизм сознания через речь, попытки формулирования смыслов, начинает появляться. Мысленно советуясь с женой и самим собой, просыпается сознание. Он никак не религиозен, но с женой беседует, в тайне надеясь, что она его слышит и понимает, он получает поддержку.

Цепочка мысли у героя – необходимость принимать решения. Этот процесс длится в сознании героя неделями-месяцами. Символическая ситуация, в которой мы героя встречаем, символизирует сдвиг сознания, элементы бытийного мышления, попытки осмыслить жизнь в контексте мироздания, мышления. Как-то раз Иван Африканович заблудился в лесу(реалистическая мотивировка и символический ее смысл), хорошо ему знакомом, удаляясь от шума, треска с целью нарубить колышки, замечает, как оказывается в незнакомом для него месте. Он пугается, что заблудился, начинает метаться, тогда уже действительно заблуждается, ложится спать в лесу, чтобы с утра по солнцу сориентироваться. Время года – осень, еще не очень холодно. Неискусственность символики: человек ложится на телогрейку, на спину, но мысли тревожные о детях его беспокоят. Смотрит на открытое небо, загадочное, темное, звездное, как в детстве, такое небо пробуждает в нем мысли о бытие, о времени. Формулирует вопросы: зачем он живет, в чем смысл жизни? (у Толстого Безухов тоже об этом думает). Иван Африканович также вопрошает себя, происходит диалог с самим собой (в силу своих языковых способностей). Один из ответов – ради детей, осмысляет это не сразу, а в течение жизни. Задает вечные вопросы себе, на которые должен отвечать каждый человек. То, что происходит с Иваном Африкановичем, архитипично. Сцена точная, достоверная, но с символическим оттенком. На уровне аллюзий: соотнести с Данте «земную жизнь пройдя до середины, а очутился в призрачном лесу» - все соотносится, середина жизни, буквально заблудился, страхи и угрозы окружают его. Затем появляется путеводная звезда (Данте – также, символизирует Беатриче). Здесь – ассоциации с Катериной. На уровне образов – эмблем соотносится с Данте. Прагматично планирует все: старших детей отдает в интернат, кого-то - на воспитание ближним родственникам, с кем-то сам остается. Хронотоп повести: от зимы до зимы. Свое место герой пытается найти в круговороте жизни. Близость героя миру, он – часть его.

60-е годы – самый плодотворный период в его жизни. Начинает писаться роман «Кануны», дружба с Рубцовым, Шукшиным. Коллективизация воспринимается как дьявольщина, бесовщина не только им, но и многими деревенскими авторами (ассоциации с Ремезовым «Слово о погибели земли русской»).

6.Проза В.Распутина: основные образы, система характеров, своеобразие эстетического склада, поэтика (одна из повестей по выбору)