Лекция 30 Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе.

Модель личностного роста и развития.

Эта модель практического обучения основана на использовании терапевтических моделей практики в моделях обучения. Другими словами, студент становится "клиентом" супервизора. Акцент делается на чувства студента, на развитие его самосознания, на осмысление и усвоение стиля супервизорства. Личностный рост рассматривается как предпосылка профессионального роста. Обучение в этой модели в основном индивидуальное.

Основные моменты философии обучения в соответствии с этой моделью:

Ø Использование терапевтических моделей, заимствованных из психосоциальной практики.

Ø Убежденность в том, что профессиональная деятельность зависит от личностного роста.

Ø Психологические теории помогают супервизору понять процесс обучения студентов.

Ø Супервизор уделяет больше внимания процессу обучения, чем его результатам.

1. Коммуникативная компетентность

2. Компетенность педагогического воздействия

3. Правовая компетентность.

Социальная педагогика изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности.

Особенности процесса социального воспитания.

Социальная педагогика не только определяет теоретические основы социального воспитания, но и способствует созданию системы мероприятий и учреждений по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной сферы.

Предмет социальной педагогики – воспитание человека в социуме, формирование самостоятельной, нравственно гармоничной личности, ощущающей ответственность за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремлений и отношений в сферах взаимодействия.

Социальная педагогика призвана оказывать воспитательно-образовательную помощь социальному становлению человека.

Социальный работник должен знать азы социальной педагогики.

Под социально-педагогическими технологиями понимаются способы создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации и социальной защиты клиента путем воспитательного воздействия на его личность и поведение.

Социально-педагогические технологии реализуются в ходе взаимодействия социального работника и клиента в социуме и использования всего арсенала средств и возможностей.

Выделяются три уровня определяющих состояние социума и клиента:

1. Общесоциальный, характерный для жизни всех людей социума, в котором живет клиент и действует социальный работник.

2. Региональный уровень: городской, сельский, этнический, природный, экономический, конфессиональный и др.

3. Местные условия, неповторимые в каждом конкретном социуме.

Классификация педагогических методов в социальной работе основана на следующих принципах:

· принцип конкретно-исторического подхода,

· принцип гармонии просвещения и организации практической деятельности клиентов, т.е. сочетание словесных и практических методов;

· принцип коллективного творчества,

· принцип преемственности;

· принцип комплексности.