Лекция 30 Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе.
Модель личностного роста и развития.
Эта модель практического обучения основана на использовании терапевтических моделей практики в моделях обучения. Другими словами, студент становится "клиентом" супервизора. Акцент делается на чувства студента, на развитие его самосознания, на осмысление и усвоение стиля супервизорства. Личностный рост рассматривается как предпосылка профессионального роста. Обучение в этой модели в основном индивидуальное.
Основные моменты философии обучения в соответствии с этой моделью:
Ø Использование терапевтических моделей, заимствованных из психосоциальной практики.
Ø Убежденность в том, что профессиональная деятельность зависит от личностного роста.
Ø Психологические теории помогают супервизору понять процесс обучения студентов.
Ø Супервизор уделяет больше внимания процессу обучения, чем его результатам.
1. Коммуникативная компетентность
2. Компетенность педагогического воздействия
3. Правовая компетентность.
Социальная педагогика изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности.
Особенности процесса социального воспитания.
Социальная педагогика не только определяет теоретические основы социального воспитания, но и способствует созданию системы мероприятий и учреждений по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной сферы.
Предмет социальной педагогики – воспитание человека в социуме, формирование самостоятельной, нравственно гармоничной личности, ощущающей ответственность за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремлений и отношений в сферах взаимодействия.
Социальная педагогика призвана оказывать воспитательно-образовательную помощь социальному становлению человека.
Социальный работник должен знать азы социальной педагогики.
Под социально-педагогическими технологиями понимаются способы создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации и социальной защиты клиента путем воспитательного воздействия на его личность и поведение.
Социально-педагогические технологии реализуются в ходе взаимодействия социального работника и клиента в социуме и использования всего арсенала средств и возможностей.
Выделяются три уровня определяющих состояние социума и клиента:
1. Общесоциальный, характерный для жизни всех людей социума, в котором живет клиент и действует социальный работник.
2. Региональный уровень: городской, сельский, этнический, природный, экономический, конфессиональный и др.
3. Местные условия, неповторимые в каждом конкретном социуме.
Классификация педагогических методов в социальной работе основана на следующих принципах:
· принцип конкретно-исторического подхода,
· принцип гармонии просвещения и организации практической деятельности клиентов, т.е. сочетание словесных и практических методов;
· принцип коллективного творчества,
· принцип преемственности;
· принцип комплексности.