Лекция 29 Ключевые проблемы организации студенческой практики

1. Цели и задачи практики

2. Модели обучения социальной практике

3. Основные компетентности приобретаемые в ходе социально-педагогической практики.

 

Принципиально новым в организации системы социально-педагогической практики является:

 

· Опора на обобщенную модель деятельности социального педагога/социального работника, которая является системообразующим фактором проектирования целостной системы учебной социально-педагогической практики и рассматривается в качестве интегрирующего компонента формирования профессиональной готовности.

 

· Поэтапноеовладении студентами элементами обобщенной модели деятельности в ходе различных типов учебной социально-педагогической практики.

 

· Использование возможностей предметов учебного плана для подготовки студентов к овладению компонентами обобщенной модели деятельности социального педагога/социального работника;

 

· Проведение педагогической практики в различных типах социально-педагогических учреждений, а также характер выполняемых студентами заданий.

 

 

Деятельность социальных педагогов/социальных работников отличается от деятельности специалистов других гуманитарных профессий (например, психологов, учителей, воспитателей или психотерапевтов) и имеет свои четкие границы и круг деятельности, специфические цели и задачи. Несмотря на то, что многие профессии продолжают дифференцироваться по специфике и направлениям деятельности, социальная работа остается профессией широкого профиля. Эта деятельность похожа на ту, что существует в медицинской практике (например, домашний врач или терапевт). Хотя социальные педагоги/социальные работники могут работать в различных областях и сферах социального обеспечения, на различных социальных уровнях (индивидуальном, семейном, групповом, общественном), их деятельности присущи общие черты и компоненты. Они могут быть представлены в обобщенной модели деятельности социальных работников/социальных педагогов.

Социальная работа основывается на нормативной базе знаний, теоретических концепциях, профессиональных умениях и ценностях. Обобщенная модель деятельности социального работника предполагает наличие у выпускников таких знаний, умений, навыков и профессиональных ценностей, которые бы они могли применять и модифицировать в специфических условиях конкретных социальных учреждений.

Дж. Андерсон /5/ указывает на 3 основные характеристики обобщенной модели деятельности социального работника широкого профиля:

1. специалист широкого профиля обычно первым знакомится с клиентами, обратившимися за помощью в систему социального обеспечения;

2. он умеет изучать потребности клиента и определять сущность проблемы;

3. социальный работник данного профиля владеет определенным набором методик и технологий для удовлетворения нужд клиентов.

Бриланд, Костин и Атертон описывают обобщенную модель практики социальной работы следующим образом:

Социальный работник широкого профиля должен хорошо знать теорию систем, на которой строится вся социальная работа. Ему необходим обширный спектр умений для того, чтобы эффективно решать основные проблемы клиентов. Его деятельность должна быть обеспечена широким спектром знаний и умений для проведения анализа и определения типа необходимого вмешательства, для осуществления индивидуальной работы, а так же социального планирования и развития социальной сферы в целом. Для детальной работы, требующей углубленного подхода, в последствии клиент может быть направлен к специалистам, имеющим соответствующую специализацию /7, с. 120-121/.

Г. Халл /8, с.7/ дает определение модели деятельности специалиста широкого профиля в сфере социальной работы с позиций системной связи социальных явлений. Имеющаяся проблема рассматривается в контексте социальной среды (т.е. в рамках экологической модели), а социальный работник выполняет несколько ролей одновременно: помощника, адвоката, просветителя, воодушевителя, менеджера, медиатора и др. Он может быть лидером в группах различного рода: рабочих, самопомощи, социализации и пр. Его знания и умения имеют общий характер и могут быть легко перенесены из одной области социальной работы в другую.

Существуют и другие описания деятельности по оказанию социальной помощи. Так, Ч. Застров выделяет 6 основных этапов, составляющих главную сущность социальной работы:

1. Определение (как можно более точное) проблемы или проблем.

2. Выработка возможных вариантов решения проблемы.

3. Оценка возможных вариантов решения проблемы.

4. Выбор решения или решений, которые будут использоваться, и постановка целей.

5. Осуществление плана деятельности.

6. Оценка результатов деятельности /12, с. 11/.

Большой интерес для теории социальной педагогики и социальной работы представляет подход к рассмотрению профессии с позиции теории социальных систем, который предстает в виде обобщенной модели социальной практики. Под обобщенной моделью практики понимается форма профессиональной практической социальной работы, которая может быть компетентно выполнена в широком диапазоне клиентских систем различного размера (индивид, группа, община и т.д.), на различных уровнях предотвращения социальных проблем, используя изменяемые знания, ценности и умения. /3, с.19/.

Модель обобщенной практики социальной работы состоит из восьми этапов, которые операционализируют следующие моменты практической деятельности:

1. Необходимо иметь сведения об условиях возникновения клиентской ситуации (наблюдение);

2. Необходимо произвести оценку этих условий (оценивание);

3. Необходимо сформулировать цель оказания помощи клиенту (формирование цели);

4. Необходимо разработать план конкретных действий по оказанию помощи (разработка плана);

5. Необходимо реализовывать разработанный план (выполнение плана);

6. Необходимо наблюдать непосредственные эффекты, возникающие в процессе выполнения плана помощи (непосредственные эффекты);

7. Необходимо наблюдение конечных эффектов оказания помощи (конечные эффекты);

8. Необходимо осуществление обратной связи, то есть наблюдение влияния конечных эффектов на начальные условия клиентской проблемы.

Модели обучения практике социальной помощи.

Парадоксом любой систематизированной человеческой деятельности является тот факт, что для её большей практической эффективности человек должен отражать эту деятельность в сознании в виде некоторой теоретической модели. Не является исключением и проблема обучения практике социальных педагогов и работников. Можно указать следующие модели, принятые в западной социальной работе /2, 9/: