Лекция 27 Социолого-ориентированные модели социально-педагогической работы.

1. Реализация социолого-ориентированного подхода в социальной и социально-педагогической работе.

2. Виды социолого-ориентированных моделей работы.

3. Разрешающая модель социолого-ориентированной работы

Социология тяготеет к тем теориям социальной работы, которые ориентированы преимущественно на так называемую структурную социальную работу, предполагающую, прежде всего, усилия социальных работников с целью оптимизировать деятельность учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся, повышение социальной политики в обществе в целом.

Объект социологического анализа – социальные предпосылки, условия осуществления психо-социальной работы, т.е. технологий социальной помощи конкретным людям.

Наименование модели Основные положения Недостатки модели
Системная теория. · Теория представляет собой не конкретное целое, а определенный набор устойчивых сочетаний конкретных форм взаимодействия и поведения людей, · На ее основе работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие их воздействия, и влияние различных социальных факторов. · В соответствии с этим изыскиваются возможности помощи клиенту. · При осуществлении контроля отклоняющееся поведение клиента рассматривается как проблема неиспользованных его возможностей и социальной незрелости. · Теория позволяет разрабатывать программы борьбы с отклонениями в социальном поведении. · Теория наиболее эффективно используется в практике социального обеспечения, при разработке региональных и государственных концепций защиты населения и их реализации. · существуют явления, которые могут не вписываться в общую схему теории систем, так как она позволяет решать вопросы лишь на макроуровне и не учитывает, уникальный, личностный уровень их развития; · теория систем – это преимущественно абстрактная теория, которая может изменяться в конкретных специфических ситуациях; · теория систем фиксирует наличие определенных связей и процессов, но не объясняет их причины и связи, не предлагает способы разрешения.
Экологическая теория. · Учитывает проблемы: здравоохранения, регулирования роста населения, психологические проблемы, профилактики стрессов, изменения социального статуса, перестройки личностно-жизненного пространства. · В связи с этим социальный работник должен с одной стороны учитывать социально-региональные факторы, с другой – выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к новой среде обитания, с третьей – обучать клиентов самостоятельно приобретать адаптивные навыки. · То есть основным подходом в решении проблем клиента является воздействие не только на него самого, но и на среду обитания. · Важная роль экологической составляющей, т.е. учета влияния на условия человека эволюции экологических систем. · В структурном плане данный подход предполагает официально-централизованную поддержку групп населения и неформальную помощь. · Большое значение уделяется проблеме взаимоотношений социального работника и клиента. · Обладает недостаточной технологичностью и конкретностью в определении свойств и методик оказания помощи людям.
Разрешающая модель. · Данная модель носит специфически-прикладной характер. · Ее основу составляет упразднение или снижение отрицательного воздействия общества на отдельного члена. · Модель ориентирована на оказание помощи в одинаковой степени всем, кто за ней обращается. · Модель ориентирована как на поддержание разных социальных групп, так и на совершенствование различных услуг, на преодоление негативного отношения к тем, кто нуждается в помощи, и к самим социальным работникам. · Основной задачей модели является помощь клиенту оценить собственные потенции в решении возникших проблем. · Используются технологии партнерских взаимоотношений. · Особенно действенна эта модель в работе с маргинальными группами. · Социальный работник выполняет функции: консультанта, учителя, воспитателя. · Модель может быть использована для работы с семьей, в микрорайоне, общине. · Прикладной характер модели не позволяет ей учитывать всеслои населения, нуждающиеся в помощи, и прогнозировать социальные процессы и явления; · Модель оставляет «за бортом» многие слои населения, которые стесняются обращаться в службы социальной защиты.
Социально-радикальная модель · Основу данной организации социальной работы составляют модели защиты и «наделения полномочиями», повышения уровня и развития самосознания представителей различных социальных групп. · Модель защиты клиента, в которой ответственность за социальные изменения перекладывается на самого клиента, восстановившего свои силы с помощью социального работника. · Технология «наделения полномочиями» способствует самоактуализации многих угнетенных и отвергнутых. · Модель не описывает психологию помощи клиентам, чьи способности не адекватны широте предоставленной свободы распоряжения своей жизнью. · Следует учитывать, что технологию помощи клиенты могут оценить несколько иначе. · Модель не ищет путей изменения социальных структур, угнетающих клиента. · При ее реализации возникает этическая проблема: как наделить полномочиями одних, не задев других.
Марксистская модель социальной работы. · Ее основу составляет понимание деятельности социального педагога как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, повышающих самосознание клиента и направленных на осуществление позитивных перемен в обществе. · Социальная работа в основном рассматривается и развивается на структурном уровне. · Ее основу составляют традиционно существующие учреждения. · Методики оказания помощи клиентам специализированы. · Основной упор социальной помощи делается на общину. · Основу модели составляют социолого-ориентированные теории. · Нуждается в дополнении психосоциальным уровнем. · Необходима децентрализация социальных служб и услуг.

Лекция 28 Педагогические аспекты социальной реабилитации детей, подростков, юношества

1. Основные направления реабилитационной работы.

2. Медико-социальная работа с наркологическими больными

3. Виды реабилитации

Основные направления реабилитационной работы:

· профилактика наркомании среди детей и молодежи;

· основные усилия должны быть направлены на воспитание личностной устойчивости к наркотическому соблазну: это обусловливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике наркомании;

· создание программ регионального уровня.

При организации такой работы необходимо учитывать:

· характерные особенности социализации детей и молодежи в современных условиях;

· наличие и функциональную несостоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

· специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Содержание индивидуального социального опыта зависит от множества факторов, в том числе и от влияния основных институтов социализации:

· общества в целом,

· системы образовательных учреждений,

· семьи,

· референтно значимой группы.

Подростки могут быть определены как особая маргинальная (переходная) группа, обладающая следующими характерными признаками и социальными чертами:

· физиологические, характеризующиеся незавершенностью становления организма, физического развития – эта особенность обусловливает неспособность или ограниченную способность занимать самостоятельные позиции в общественном разделении труда;

· психологические, обусловливающие незавершенность формирования психики, ее неустойчивость – с этим связана ограниченная способность осмысления себя и действительности, своего влияния на нее;

· социальные, означающие неполную интегрированность в общественные отношения и структуры – что обусловливает социальную неуверенность, несамостоятельность, отсутствие или недостаток социального опыта, зависимость от старшего поколения.

Определяющими социальными признаками подростков являются:

· способность занимать те или иные социальные позиции в обществе;

· положение в системе доминирующих отношений производства и воспроизводства общественной жизни;

· мера включенности в эти отношения;

· мера влияния на них.

Данное направление работы учитывает специфику медико-социального статуса различных групп клиентов при составлении программ медико-социальной работы.

Наименование группы Основные технологии работы.
1. Группа повышенного риска развития наркологических заболеваний (характеризуется наличием клинической и субклинической патологии, формирующей предрасположенность к употреблению ПАВ (психоактивных веществ) и развитию наркологических заболеваний, а также наследственной отягощенностью) · профилактика неблагоприятного развития и декомпенсации соматического и психического статуса, · выявление принадлежности к конкретной группе риска, · проведение целенаправленной работе, способствующей стимулированию желания клиента отказаться от упоребления ПАВ, · психокоррекционная работа, · индивидуальный и групповой тренинг, приемы саморегуляции.
2. Члены семей наркологических больных и их ближайшее окружение представляют собой группу, особенностями которой являются медицинские проблемы, связанные с личностной реакцией на длительную или острую психотравмирующую ситуацию · целенаправленная профилактика как неадекватного поведения больного члена семьи, так и развития декомпенсации психического и соматического статуса у членов его семьи, · информирование соответствующих служб о наличии социальных проблем, · организация наркологической и иной помощи с целью оптимизации личностного и социального статуса; · мероприятий, направленные на социальное оздоровление: коммуникативный тренинг, техника самоконтроля, семейная психотерапия, выявление потенциальных проблем, расширение круга общения и др.
3. Группа длительно и часто болеющих пациентов наркологического профиля · содействие в обеспечении специфического долгосрочного лечения, · решение проблем определения трудоспособности и инвалидности, · семейное консультирование и семейная психотерапия, · выявление потенциальных проблем и их предупреждение.
4. Группа больных наркологического профиля, имеющих выраженные социальные проблемы · выявление окружающего больного неблагополучного контингента и его оздоровление, · личностно-ориентированная психотерапия, · психическая саморегуляция, · содействие в проведении наркологического лечения и реабилитации, · комплексная оценка социального статуса и предупреждение социальных проблем больного, · правовая помощь.
5. Инвалиды · содействие в получении помощи в связи с заболеванием наркологического профиля, · профилактика срывов и рецидивов болезни, · проведение медико-социальной экспертизы, · семейное консультирование и семейная терапия, · обеспечение благополучного социального микроокружения, · решение проблем трудоустройства, · содействие в получении пенсий, · содействие в решении жилищных проблем, · правовая помощь.

 

Технологии медико-социальной работы с наркологическими больными предусматривают программы деятельности:

1. Профилактические программы: направлены на предупреждение потребления алкоголя, наркотиков, злоупотребления ими, а также предупреждения любых форм отклоняющегося поведения.

2. Лечебные программы, которые предусматривают ранее выявление и направление на лечение больных той или иной наркологической проблематики. Центральное место среди них занимают собственно терапевтические программы, цель которых – оказание больным лечебной помощи, удержание их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков, то есть ремиссии. Социально-психологическая помощь членам семей и ближайшему окружению клиента.

3. Специализированные программы, неразрывно связанные с терапевтическими, которые предусматривают реабилитацию, реадаптацию, ресоциализацию наркологических больных.