Лекция 17 Воспитание как социально-педагогическое явление. Сущность, основные факторы

1. Современная трактовка понятия воспитания как социально-педагогического процесса.

2. Воспитание как приобщение к культуре.

3. Воспитательная система как социальная система.

Современная трактовка понятия «воспитание». Содержание воспитательной деятельности в значительной степени определяется тем, какую трактовку понятия «воспитания» принимает исследователь. За основу различных трактовок можно взять позицию И.А.Колесниковой, которая рассматривает воспитание как социокультурное явление, как педагогический процесс и как профессиональную деятельность. Подчеркивается, что, если в социальном плане воспитание – специально организованное, целенаправленное включение подрастающих поколений в освоение и преобразование мира человеческой культуры; если на процессуальном уровне можно говорить о воспитании как об интеграции всех воспитательных влияний на внутренний мир человека; то на уровне профессиональной деятельности речь идет о конкретных действиях, которые осуществляет отдельный субъект воспитательного процесса по отношению к отдельной личности, детскому сообществу, малой социальной группе, классу и т.д.

В педагогических исследованиях последних лет можно различить понимание воспитания в широком социокультурном и конкретном, практико-ориентированном смысле. К первому направлению можно отнести концепции Е.В.Бондаревской, З.А.Мальковой, А.В.Мудрика, Г.И.Щукиной, Н.Е.Щурковой, Б.П.Битинаса, В.Г.Бочаровой и др. Они рассматривают воспитание в самом широком контексте, не касаясь специфики воспитательного учреждения, возрастных особенностей детей. Воспитание рассматривается как важнейшая функция любого общества и необходимое условие социализации личности. Н.Е.Щуркова определяет воспитание как «питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контекcте общечеловеческой культуры, а не вне ее». (Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. – С. 8.)

Именно здесь берет начало понятие «социальное воспитание» (А.В.Мудрик, Б.П.Битинас, В.Г.Бочарова), которое определяется либо как стихийное взаимодействие человека с окружающей средой и относительно направляемый обществом процесс влияния на людей; либо как система общественной помощи ребенку в период его включения в социальную жизнь. К ним примыкает позиция В.В.Воронова, который рассматривает воспитание как часть процесса социализации, как целенаправленное воздействие на развитие личности, как педагогический процесс, который является функцией одного из агентов социализации – школы.

Еще одна группа педагогов-исследователей внутри этого направления рассматривают воспитание в контексте культуры. Здесь имеется в виду ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, гуманитаризацию и гуманизацию образования, а также создание культурной среды для саморазвития личности (Е.В.Бондаревская, О.Н.Козлова, Н.Б.Крылова, В.А.Петровский, И.М.Таланчук). Так, Е.В.Бондаревская рассматривает личностно-ориентированное воспитание как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Суть воспитания, по мнению В.А.Петровского, в приобщении ребенка к миру человеческих ценностей и норм взаимоотношений с миром, а также в свободном самоопределении человека в этом мире. Н.М.Таланчук и Н.Б.Крылова считают воспитание процессом предвосхищения и творчества новой культуры будущего. Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, используя гуманистический подход, рассматривают «воспитание как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека. Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин, рассматривая воспитание как основную категорию, дают определение этому понятию как «целенаправленное создание условий для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. М.И.Шилова считает, что «гуманное воспитание» - это система гуманных отношений между участниками педагогического процесса, гармония «самости» (направленность личности на себя) и «социумности» (на общество).

Ко второму направлению, касающемуся разработки новых подходов к воспитанию в конкретной образовательной ситуации, можно отнести концепцию Н.М.Таланчука (системно-социальная концепция школьного воспитания), В.М.Коротова (воспитание творческой самодеятельной личности), Е.В.Квятковского (эстетическое воспитание в общеобразовательной школе), Б.М.Неменского (художественное образование как фундамент эстетического развития учащихся в школе), Д.М.Зембитского (трудовое воспитание в обновляющейся школе), А.Тубельского (школа самоопределения), М.Садовского и С.Семенова (технологии социально-педагогической работы), С.Д.Полякова (теория развития потребности и способности личности к саморазвитию).

.

Лекция 18 Научные основы обеспечения процесса воспитания детей, подростков, юношества в различных институтах.

1. Процессы саморазвития и самореализации и их роль в организации воспитания.

2. Основные модели современного воспитания.

В настоящее время окружающий нас мир заметно меняется в направлении взаимодействия стран и народов. В связи с этим соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в нашей стране сдвигается в сторону последних. Это не происходит по чьей-то указке. Многочисленные межнациональные конфликты и внутренние войны на территории России и стран бывшего СНГ обнаружили несостоятельность приоритета национальных ценностей в условиях динамично меняющегося мира. В системе образования (воспитания) господствующая ментальность не претерпела изменений в силу консервативности его институтов. А может быть, нужно подвергнуть сомнению квалификацию педагогов, незаметно отставших от требований современной жизни. Необходимо признать на всех уровнях, что возросшая динамика индустриального общества уже сформировала для образования (воспитания) иную задачу – готовить поколения к жизни в меняющемся обществе. В системе нашего образования пока устойчиво воспроизводятся репродуктивные отношения, которые являлись ценностью закрытого общества. При таком подходе выпускникам образовательных учреждений затруднительно проявить свои способности в условиях быстро меняющегося мира. Кроме того, модели образования (воспитания) не могут быть застывшими на все время. Два столетия назад И.Кант обратил на это наше внимание: «Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями» [1; 84]. Прислушаемся к диагнозу нашего времени: «Традиционные методы образования были оправданы, пока их основная цель состояла в воспитании духа конформизма и готовности к соглашению, необходимых в статичном обществе. Однако эти же методы становятся тормозом на пути изменяющегося мира...» [2; 83-84]. Традиционные методы решали задачи обучения, через содержание которых и задавались культурные образцы поведения, обязательные для всех. Это возможно в условиях самодостаточного или закрытого общества. В условиях открытого общества успешна другая модель образования (воспитания) – учение: «В учении реализуется индивидуальная познавательная деятельность, которая в силу природной активности ребенка формируется очень рано, подчас стихийно, еще до систематического обучения в школе» [3; 11]. Противоречие в системе образования задают ее институты, которые по-прежнему готовы продолжать вести процесс обучения, но только на «обученных» сейчас нигде не найти заказчика. Государство уже не может выступать заказчиком, так как школы находятся в муниципальной собственности. Лидеры муниципальной власти, возможно, еще не осознавая это, стоят перед дилеммой – либо выступить заказчиками на «обученных» (кто им только после обучения будет гарантировать применение, и где?), либо последовательно способствовать изменению функций школы, не отвечающей требованию времени: от обучения к учению. Смена направления вектора к учению требует пересмотра набора методов и построения иной модели отношений в образовательных (воспитательных) учреждениях всех типов и уровней. Каковы же недостатки прежней модели и в чем достоинства новой? Старую модель на Западе именуют «по режиму», отечественные педагоги называют ее «по плану». Первый момент, который в настоящее время значительно тормозит ее развитие, заключается в том, что главной целью становится организация процесса обучения (во всех учреждениях образования нашей страны все действия направлены прежде всего на это). Процесс организован и вроде бы идет. Откуда тогда появляются дети, не посещающие школу, неуспевающие по предметам или отличники, которые потом не подтверждают свои достижения в учреждениях образования другого уровня? Второй важный момент состоит в том, что учитель в процессе обучения выступает как уполномоченный представитель власти. Сегодня необходимо уточнить – власти муниципальной, так как цели и задачи в уставах учреждений образования (воспитания) утверждаются учредителем, которым и являются муниципалитеты или местное самоуправление. Здесь очевиден разрыв между статусом учителя (воспитателя) и его реальным положением в обществе (несвоевременная выплата зарплаты, ее вес в общественном разделении труда и т.д.). Обучающиеся ходят в школу, особенно в старшем звене, потому, что она на сегодняшний день остается монополистом, а без аттестата невозможно перейти на следующую ступень обучения. Третий момент – ребенок в таким образом организованном процессе обучения предстает как объект движения, однако современные психологи возражают: «К моменту поступления в школу ребенок уже является носителем собственного познавательного опыта, то есть субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется» [3; 11].