Лекция 15: Система социального воспитания как система отношений воспитателей и воспитанников (продолжение).

Жизненная практика невозможна без самореализации детей и подростков в самых разных видах творчества.

И для такой самореализации необходимы особые условия.

Эти условия коренным образом отличаются от условий, которые применяются в практике школьного обучения. Это объективная закономерность и именно она обусловила появление во всех цивилизованных странах внесемейных и внешкольных досуговых формирований.

 

Это могут быть самые разные формирования "самих детей" ("детские самодеятельные организации") или "для детей" (внешкольные учреждения "дополнительного образования", организованные различными ведомствами, общественными организациями, частные, различные профильные и многопрофильные клубы, сетлементы, форпосты коллективного освоения культуры, детские железные дороги, детские пароходства, детские хозяйства, разного рода станции...

 

1. Структура отношений в современной системе социального воспитания.

2.Отличие роли педагога и тьютора.

3. Изменение стратегии социального воспитания.

В этих формированиях дети участвуют добровольно. В них взрослые не "менторы", не начальники над детьми и тем более не "государственные надзиратели", а, скорее, "наставники", "инструкторы", "тренеры", "старшие друзья" и даже "старшие товарищи".

В них дети не пассивные "учащиеся", не рабы и крепостные, обязанные "отбыть повинность", "выполнить оброк", "выучить урок", а свободные "сотрудники". Они активно (самодеятельно и под руководством старших) осваивают культуру (культуру как культурное наследие и культуру как культурную среду), "улучшая окружающий мир" своим творчеством и, тем самым, улучшая самих себя.

Здесь они "учатся" жить "на пользу и радость окружающим людям".

Эта сфера не случайно во всем мире называется "социальной", а деятельность в этой сфере взрослых "социальной педагогикой". Любая педагогика - педагогика социальная (в широком смысле), но именно эту назвали социальной. И не только из-за того, что она осуществляется не в школе, а в "социуме", а потому, что именно здесь осуществляется действительно общественное воспитание. Именно здесь взрослый выступает как "старший друг" детей и их "товарищ по общей заботе об улучшении окружающей жизни", а дети - как свободные труженики, творцы и граждане. А вместе с взрослыми они сотрудники, сотворцы и сограждане.

Поэтому и педагогику эту часто еще называют педагогикой сотрудничества, а отношения в системе социального воспитания - отношениями творческого содружества поколений.

Выше мы рассмотрели ССВ в первых двух аспектах. Рассмотрим и в остальных.

Система ССВ как организационная структура.

Прежде всего, это структура, объединяющая два разнородных по своему статусу компонента. это, во-первых, общественные формирования социального воспитания, осуществляющие педагогическую самодеятельность населения и, во-вторых, государственная служба поддержки и финансирования социального воспитания. эта "служба поддержки", которую мы называем "службой соцвоса", может быть в структуре госкомитетов по делам молодёжи или по связи с общественными организациями.

Аналог такой службы в России имеется. Это учреждения культуры, которые через организационные формы домов и дворцов культуры, госклубы оказывает поддержку и финансирование художественной и технической самодеятельности населения.

Опыт лучших домов культуры и госклубов показывает, что "симбиоз" государственного учреждения и клубного объединения возможен (хотя это и до сих пор во многом не решенная проблема прикладной культурологии). К тому же педагогическая самодеятельность в отличие от художественной имеет свою специфику, т.к. это проявление социального творчества. но, как бы то ни было, педагогическая самодеятельность населения имеет право на такую же методическую и материально-техническую помощь со стороны государства, как и другие формы самодеятельного творчества. эта форма творчества населения не менее важна, чем другие, т.к. ее "произведение" - воспитанность детей и подростков. И от государственной службы социального воспитания зависит не меньше, чем от Министерства культуры. Следовательно, в интересах государства создать такое министерство с его департаментами в больших городах.

Вторая и основная часть системы социального воспитания - это сами воспитательные коллективы по месту жительства (педагогические коллективы как "коллективы педагогической самодеятельности" населения и созданные ими "коллективы воспитанников"). Их объединение может быть оформлено организационно в форме организации со статусом юридического лица. Но это скорее не организация (в привычном понимании), а содружество. Некоторая общность, ассоциация добровольно объединившихся суверенных формирований. Они добровольно вступают в содружество, взаимодействуют на основе добровольно принимаемых соглашений, договоров о сотрудничестве и совместных программ.

К счастью, Россия имеет опыт целого ряда самодеятельных движений (от движения первых скаутских формирований начала века до движения семейно-педагогических клубов 80-х гг.), и этот опыт при его грамотном освоении может дать и сегодня многое при решении организационных вопросов.