Система социального воспитания - понятие собирательное

Лекция 14 Развитие понимания социального воспитания в истории человечества.

1. Система социального воспитания:

А) Как социальный институт;

Б) Как система отношений воспитателей и воспитанников;

В) Как организационная структура;

Г) Как программа государственной поддержки и финансирования формирований, занимающихся внешкольной социализацией детей и подростков по месту жительства.

 

Оно отражает сложное явление социальной действительности, включающее не только сложившиеся исторически и бытующие в современном опыте формы внешкольной социализации подрастающего поколения и, прежде всего социальное воспитание, но и "бытие идеальное" (представленное пока лишь в формах "идеальных моделей") т.е. существующее пока лишь потенциально как возможность.

Система социального воспитания (далее в тексте - ССВ) может быть рассмотрена и спроектирована:

а) как социальный институт;

б) как система отношений воспитателей и воспитанников;

в) как организационная структура;

г) как программа государственной поддержки и финансирования формирований, занимающихся внешкольной социализацией детей и подростков по месту жительства.

ССВ как социальный институт.

ССВ как институт социализации подрастающего поколения исторически возник значительно раньше школы. Своими корнями он уходит в народную педагогику, в семейное воспитание, в воспитание общинное.

Человек существо социальное и его социализация осуществляется в общении с родителями, соседями и другими взрослыми, со сверстниками, старшими и даже младшими.

Возникновение школы и постепенное вовлечение детей во всеобщее обязательное образование не ликвидировало перечисленных выше сфер социализации, а лишь несколько "потеснило" их. Все попытки сделать школу единственной сферой социализации не увенчались успехом. Государству не удалось сделать школы центрами воспитательной работы в "своих микрорайонах". И это не потому, что исполнители оказались плохими.

Школа создавалась (и складывалась как особого типа социальный институт) в средневековье, и она в принципе создавалась как институт адаптирования человека к общественному наличному бытию. Именно так понималось образование человека.

Но это было весьма одностороннее образование. Это было обучение как пассивное усвоение культуры в учебной практике, а школа была местом, где человек получал обученность, т.е. знания, умения и навыки.

Но человеку для жизни в обществе этого мало. Чтобы стать нормальным тружеником, семьянином и гражданином нужна еще и воспитанность (жизненный опыт, ценностные ориентации, интересы, культурные запросы, положительные черты характера, идеалы и убеждения, жизненные цели и планы).

Все это не появляется в учебной практике школы. И не может в ней появиться. Для этого нужна жизненная практика. А для нее нужны совершенно другие социальные институты, нежели традиционная школа, другие педагоги, другие отношения между педагогами и воспитанниками.