Оформление метода индивидуальной работы

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах мира, но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода индивидуальной работы.

Одной из первых книг М.Ричмонд была «Дружеский визит к беднякам: руководство для работы в благотворительных организациях».Здесь помощь осмысливается как некая дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. Однако, эта акция направлена не только на нуждающегося, но и на изменение негативного общественного отношения к людям, испытывающим бедность и нищету.

Вслед за этой работой в 1917 году выходит книга «Социальные диагнозы» в которой были описаны теоретические и методологические основы социальной работы. Здесь впервые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность, процедура, деятельность, подчиненная определенной логике, выражающейся в системном подходе к клиенту. Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.

М.Ричмонд охарактеризовала процесс взаимодействия социального работника и клиента «как использование здравого смысла в бессмысленной ситуации».

Процесс помощи состоял из следующих основных этапов:

* получение информации;

* диагноз (исследование состояния социального отклонения);

* прогноз (предположение перспективы улучшения);

* лечение (оказание помощи клиенту).

В дальнейшем в 1920 году М.Ричмонд привносит в социальную практику элементы психоанализа и формирует новые принципы работы, которыми становятся метод косвенного и непосредственного лечения.

Косвенный метод лечения состоял в том, что процесс помощи сосредоточивался на окружении клиента, на изменение среды его обитания.

В непосредственном методе работа с клиентом велась один на один. Основными формами такой работы выступали: советы, уговоры, рациональные дискуссии. Их цель состояла в том, чтобы вовлечь клиента в совместную деятельность по выработке необходимого решения.

Определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М.Ричмонд называла принципами ментальной гигиены.

Эти принципы включали следующие положения:

* симпатизировать клиенту;

* отдавать ему предпочтение;

* поощрять его;

* строить с ним совместные ясные планы действий.

 

С теоретической деятельности М.Ричмонд начинается школа социальной работы, которая получила название как диагностическая школа.


 

Лекция 11. Развитие методов индивидуальной социальной работы

цели изучения лекции:

А) знать: В) уметь:
- развитие диагностической школы социальной работы; - характеризовать диагностической школы социальной работы;
- сущность функциональной школ социальной работы - характеризовать функциональной школ социальной работы;
- различие западной и отечественной парадигм социальной помощи. - характеризовать различие западной и отечественной парадигм социальной помощи.