Оформление метода индивидуальной работы
Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах мира, но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода индивидуальной работы.
Одной из первых книг М.Ричмонд была «Дружеский визит к беднякам: руководство для работы в благотворительных организациях».Здесь помощь осмысливается как некая дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. Однако, эта акция направлена не только на нуждающегося, но и на изменение негативного общественного отношения к людям, испытывающим бедность и нищету.
Вслед за этой работой в 1917 году выходит книга «Социальные диагнозы» в которой были описаны теоретические и методологические основы социальной работы. Здесь впервые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность, процедура, деятельность, подчиненная определенной логике, выражающейся в системном подходе к клиенту. Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.
М.Ричмонд охарактеризовала процесс взаимодействия социального работника и клиента «как использование здравого смысла в бессмысленной ситуации».
Процесс помощи состоял из следующих основных этапов:
* получение информации;
* диагноз (исследование состояния социального отклонения);
* прогноз (предположение перспективы улучшения);
* лечение (оказание помощи клиенту).
В дальнейшем в 1920 году М.Ричмонд привносит в социальную практику элементы психоанализа и формирует новые принципы работы, которыми становятся метод косвенного и непосредственного лечения.
Косвенный метод лечения состоял в том, что процесс помощи сосредоточивался на окружении клиента, на изменение среды его обитания.
В непосредственном методе работа с клиентом велась один на один. Основными формами такой работы выступали: советы, уговоры, рациональные дискуссии. Их цель состояла в том, чтобы вовлечь клиента в совместную деятельность по выработке необходимого решения.
Определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М.Ричмонд называла принципами ментальной гигиены.
Эти принципы включали следующие положения:
* симпатизировать клиенту;
* отдавать ему предпочтение;
* поощрять его;
* строить с ним совместные ясные планы действий.
С теоретической деятельности М.Ричмонд начинается школа социальной работы, которая получила название как диагностическая школа.
Лекция 11. Развитие методов индивидуальной социальной работы
цели изучения лекции:
А) знать: | В) уметь: |
- развитие диагностической школы социальной работы; | - характеризовать диагностической школы социальной работы; |
- сущность функциональной школ социальной работы | - характеризовать функциональной школ социальной работы; |
- различие западной и отечественной парадигм социальной помощи. | - характеризовать различие западной и отечественной парадигм социальной помощи. |