Общественно-государственная парадигма помощи.
Государственная парадигма помощи.
Приходская система помощи.
В отличие от монастырей с их закрытой структурной организазией, приходы - открытая система. Избрание священнослужителей приходская община совершала самостоятельно, часто из числа своих «приходских священников».
Приход составлял и административную единицу и податную и земскую и территориальную. Приходы не ограничивались только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, но в своей деятельности они сохраняли традиции «первых духовных учителей Русской Православной Церкви», практика которых была связана с просвещением.
Начинает складываться в период становления и объединения русских земель вокруг Москвы и окончательно формируется к началу XIX века.
Изменяется доктрина помощи. Основные положения ее раскрываются не в трудах Отцов церкви, а в «Судебнике». Основным субъектом помощи начинает выступать монарх, как носитель истины и справедливости. К нему взывают и к нему обращаются за помощью.
Появляются иные категории клиентов помощи, которых мы не встречаем в канонах о милосердии. При Иване IV такими категориями начинают выступать пленные и лица состоявшие на службе.
Меняется отношение к институту нищенства, в нем видят не только святость, как это было декларировано церковью, но и ненормальное состояние образа жизни человека, противоречащее общественным нормам.
Помощь предстает не как система необходимых государственных задач. Нуждающийся рассматривается государством через призму «возможности-невозможности» приносить пользу.
Таким образом в государственной парадигме помощи начинают доминировать иные, чем христианские, понятия и смыслы. Судьба отдельного человека рассматривается не в контексте вечности, а в контексте нужд и проблем общества.
Характеризуется тем, что призрение оформляется как некая система и становится частью социальной политики и самостоятельным институтом социализации, воспитания и реабилитации индивида.
Прежде всего помощь осуществляется в виде общественной благотворительности.
«Благотворительностью называется та деятельность правительственных и общественных органов и частных лиц, которая имеет целью оказание помощи и призрение бедным и нищим», - говорится в учебнике науки полицейского права. [М., 1893г.]
Благотворительность как система хозяйственного механизма имела те основания, что она выступала некой общественной услугой, которая несет в себе необходимую экономическую выгоду для государства.
Таким образом благотворительность рассматривается как некий объективный процесс в контексте государственного функционирования.
Категории призреваемых были условно классифицированы в следующие группы:
* нищие, которые не могли работать;
* сироты и временные нетрудоспособные;
* нищенствующие по ленности;
* нуждающиеся, подвергшиеся «случайным обстоятельствам».
Однако, постепенно оформляется представление о том, что помощь необходима любому клиенту. И вопросы обязательной помощи связывают не с социальным контекстом, а с жизненным сценарием индивида и возможностью-невозможностью его реализации.
Например, помощь необходима прокаженным, душевнобольным, инвалидам.
Изменение представление о личности клиента приводит к изменению взглядов на личность помощника.
Первоначально вопрос о помощниках стоит исключительно в логике добровольной помощи. Однако наблюдается тенденция «рекрутирования» профессионалов из смежных дисциплин. Большая роль отводится врачам, особенно в решении социальной патологии: проституция, пьянство.
Постепенно приходит осознание, что помощь должна осуществляться профессионалами, т.е. людьми специально обученными и подготовленными для помощи тем или иным клиентам.
Создаются курсы, предусматривающие свою программу, систему практик и определенные стандарты по подготовке специалистов для работы с молодежью, правонарушителями и беспризорными.
На рубеже веков социальная благотворительность как научное знание оформляется по определенным направлениям:
общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс;
воспитание и исправительное воспитание;
система организаций помощи;
теория законодательства в соц. вопросах;
теоретические вопросы помощи инвалидам;
призрение нравственно павших и патронат над выпущенными из тюрем;
вопросы подготовки специалиста.