Христианская концепция помощи.
Архаическая парадигма помощи.
Парадигмы социальной помощи в России.
ЛЕКЦИЯ 9
цели изучения лекции:
А) знать: | В) уметь: |
-исторические аспекты возникновения социальной помощи; | - характеризовать эволюцию возникновения социальной помощи; |
-влияние христианства на феномен социальной помощи; | - характеризовать христианские понятия помощи ; |
- факторы возникновения социальной работы. | - ориентироваться в методах социальной работы. |
Ключевые понятия: парадигмы помощи: архаическая; христианская(конфесиальная): монастырская, приходская; государственная; общественно-государственная.
Относится к ранним страницам славянской истории, когда ведущим миросозерцанием было язычество.
Для языческого мироощущения характерным было то, что человек не ощущал себя в обособленности и единичности от окружающей среды, космоса. Архаичный человек растворяется в космосе и природе, становясь таким же целостным как и они. В социальном плане эта целостность-принадлежность достигается общинным существованием, обрядовой и трудовой деятельностью. Этот способ коллективного, общинного существования поддерживался в результате освящения (сакрализации) данных процессов.
Умершие предки обожествляются и к ним обращаются через культовые обряды, что вело к определенному родовому единению. Считалось, что покойник незримо присутствует и принимает участие во всеобщем действии. Можно говорить, что в этот период существуют общественные формы помощи, связанные с культом смерти.
Такими формами являлись: общинная тризна, общинная милостыня, «справа», подаяние натуральными продуктами.
Другим аспектом сакрализации процесса помощи являлось следование общинным традициям, подчинение общественным нормам жизнедеятельности последующих поколений предшествующим.
Показательным в этом отношении княжеские пиры, которые собирали дружинников. Однако принимать участие в княжеских пирах может не только дружинник, занимающий почетное место, но и все пришедшие на него.
Одной из форм помощи в языческом родовом пространстве выступала «вервь» - круговая порука.
В основе христианской концепции помощи лежит философия деятельной любви к ближнему. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Мф.22.39]
Любовь и деятельность представляют собой неразрывное единство, они понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. Именно в этом смысловом единстве, понимается семантический ряд таких понятий, как «призрение» и «милование».
«Милость - говорит св. Тихон Задонский, - есть плод любви неотлучной и всегда с нею сопряженный, как теплота с огнем, и как огонь теплоту, так любовь милость издает».
«Милостыня - говорит Златоуст - есть мать люби, любви, отличающей христианство, превосходящей знамения, служащей признаком учеников Христовых.»