Общение и стресс.
Влияние стресса на процесс мышления.
1. Активизация процесса мышления.
- может усиливаться интегративное осмысление всей информации (извлекаемой из памяти и текущей и);
- может усиливать дифференцирующие осмысления такой информации.
В первом случае субъект укрупняет всю получаемую информацию, вырабатывает упрощенно схематизированное представление о ситуации, выделяет главные ее стороны, аспекты.
Во втором случае расширяется сфера осмысляемой информации, поступающей индивиду в текущий момент.
Активизация мыслительных процессов осуществляется также либо «вовне» (экстравентированная), либо «в себя» (интровентированная).
Первая эта активность в поисках выхода из экстремальной ситуации из всех членов группы, для блага других (социально положительная), активность второго рода – только для себя, в ущерб другим (социально отрицательная).
В стрессовой трансформации мышления могут привести также либо к «уходу» от решения стрессогенной проблемы (вплоть до возникновения психопатологических состояний), либо к возникновению озарения (инсайтных форм мышления). В восточных системах существуют специальные тренажи для усиления способности человека к мгновенным действиям в хронически опасной ситуации.
К другому типу стрессового изменения мышления относится гиперактивизация мышления появление навязчивых мыслей и образов, бесплодного фантазирования в экстремальных ситуациях.
Гипернастороженность, проявляется в виде бессонницы, т.е. защитного бодрствования, боязливости.
При стрессе могут возникать неблагоприятные социально психологические явления: обидчивость, вспыльчивость, недоверчивость или наоборот избыточная доверчивость.
Общение при хроническом стрессе подчиняется целому ряду факторов.
При длительной изоляции группы (экипажи кораблей, подводных лодок, космических кораблей, геологических и альпинистских экспедиций) возникают особенности процессе общения.
М.А. Новиков выделил 3 основных стадии:
- ознакомление;
- дискуссия;
- ролевые ориентации.
Первая стадия отчетливо непродолжительна (несколько суток), характеризуется активизация внимание членов группы друг к другу, повышенной корректностью обращения.
Продолжительность стадии дискуссии от нескольких дней до 2-3 недель, иногда до года. Члены изолированной группы, активно общаясь, беседуют на разные темы, активно и, как правило, доброжелательно ищут общение. В ходе дискуссии зарождается группирование, определяется распределение неформальных функциональных обязанностей и ролевых ориентаций.