Ключевые понятия: стресс, дистресс, эустресс

Лекция 6 Стресс и его значение для организма.

цели изучения лекции:

А) знать: В) уметь:
- определение стресса; - характеризовать последствия стресса для человеческого организма
- концепцию стресса Г. Селье; -охарактеризовать факторы стресса;
-развитие стресса во времени. - ориентироваться в типах стресса.

 

 

1.Учение о стрессе Ганса Селья.

2.Развитие стресса во времени.

3.Биохимические механизмы воздействия стресса на организм. Синтоксическая и кататоксическая реакции организма.

4.Понятие о гомеостазе и гетеростазе.

 

С точки зрения системного подхода человек не может рассматриваться вне своей биологической, организменной природы. Это положение является важным для теории социальной педагогики. Теоретической основой, учитывающей влияние внешних, средовых влияний на организм человека является учение о стрессе Ганса Селье (1907-1982) – врача по образованию, биолога с мировым именем.

Им было обнаружено, что у больных, страдающих разными болезнями, так много одинаковых признаков и симптомов. И при больших кровопотерях и при инфекционных заболеваниях, и в случаях запущенного рака наблюдались общее недомогание, потеря аппетита и мышечной силы, апатия, слабость, потеря веса, болезненный внешний вид.

В 1936 году Селье, проводя опыт с токсичными инъекциями для крыс, обнаружил, что независимо от того какие ткани были введены в инъекции, возникал один и тот же набор одновременных изменений в органах.

Этот синдром (набор признаков) включал:

1.Увеличение и повышенную активность коры надпочечников (желез внутренней секреции, расположенных на верхних полюсах каждой почки). Они состоят из двух частей: наружная кора и внутреннего (мозговое вещество) слоев.

Кора выделяет гормоны, называемые кортикоидами (например кортизон); мозговое вещество продуцирует адреналин и родственные ему гормоны, играющие важную роль в реакции организма на стрессы.

 

2.Сморщивание (или атрофию) вилочковой железы и лимфатических узлов.

3.Появление язвочек желудочно-кишечного тракта.

 

Итак, мы уже говорили, что Селье открыл эффект неспецифической реакции организма на сильные физические и эмоциональные воздействия, которые он назвал Общим адаптационным синдромом или «Стрессом».

Психическим проявлением синдрома, описано Г.Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс.

Под эмоциональным стрессом понимались аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека.

Таким образом, более общим определением стресса будет следующее.

 

Стресс – это неспецифические, физиологические и психологические проявления адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях.

 

Существуют индивидуальные различия в реакциях на стресс у различных людей.

Так, например, люди, имеющие согласно классификации Роттера внутренний локус контроля за свой деятельностью – «интерналы» (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не ненуждающиеся во внешней поддержке), менее поддержаны стрессу, чем «экстерналы» (не уверенные в себе, нуждающиеся в поддержке, болезненно реагирующее на порицание, полагающиеся на случай, судьбу).

Люди с тревожностью, как чертой характера более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревожность возникает только в опасных ситуациях.

Люди типа А, отмечающиеся склонностью к недооценке сложностей стоящих перед ними задач и времени, потребного для решения этих задач, всегда спешащие и всегда опаздывающие и расстраивающиеся, более подвержены болезненным стрессам, чем люди Б, склонные к спокойной размеренной деятельности.

Различают два вида эмоционально поведенческой реакции на стресс.

Активное реагирование – направлено на удаление экстремального фактора (агрессия и бегство) и пассивное реагирование – на его пережидание.

«Оператор московской энергосистемы получил сообщение об аварии, которая могла повлечь за собой нарушение энергоснабжения важного объекта. Он сел в кресло и безмолвно, в полном оцепенении просидел пока авария была ликвидирована другими операторами».

«Основным безусловным стимулом, вызывающим реакцию страха, является громкий звук или потеря опоры».