Самосознание – это первый сущностный признак человека.
Вторым сущностным признаком человека является способность опредметить собственное физиологическое и психическое состояние. Сделать это не просто реакцией на мир, а составляющей этого мира.
Поэтому личность человека следует мыслить как центр, возвышающийся над противоположностью организма и окружающего мира.
Третий сущностный признак состоит в том, что человек имеет единое пространство. Человеческое созерцание пространства и времени предшествует всем внешним восприятиям. И коренится в способности произвольно организовать движения и действия в определенном порядке.
“Пустым” мы называем первоначально неисполнение наших ожиданий, вызванных влечениями.
Для миросозерцания человека пространство и время являются пустыми формами, предшествующими всем вещам. Это становится понятным исходя из избытка неудовлетворенных влечений сравнительно с удовлетворенными.
Только человек, поскольку он личность, может возвыситься над собой как живым существом.
Человек научается во все большем объеме считаться с самим собой, и всем своим физическим и психическим аппаратом как с чуждой вещью, находящейся в строгой причинной связи с другими вещами.
Таким образом, человек – это существо, превосходящее само себя и мир.
Центр духа, личность, не является ни предметным, ни вещественным бытием, но есть лишь постоянно самоосуществляющееся в себе самом упорядоченное строение актов. Таким образом мы можем исходить из трехвекторной модели человека, как основы гуманитарного подхода в социальной педагогике. Суть этой модели для социальной педагогики состоит в том, что для благополучия человека важны все три его составляющих: здоровье (биологическое естество), положение в социуме (социальная сущность) и духовный мир( ценности, идеи, идеалы, творчество). Только в равновесии этих составляющих человек проявляет свою истинно человеческую сущность
духовность
Биологическое Социальная
Естество Сущность
Рис.1 Трехвекторная модель человека
Конечная цель социально-педагогической работы как раз и состоит в согласовании всех этих векторов человека, а не в абсолютизации какой-то одной или даже двух сторон. Принцип развития подразумевает развитие каждого из векторов с учетом возраста, уровня личностного развития и социального положения клиента.
ЛЕКЦИЯ № 4
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
.
цели изучения лекции:
А) знать: | В) уметь: |
- социологическую трактовку взаимодействия общества и индивида | - оперировать моделями взаимодействия человека и общества; |
- социальную сущность человека, как члена социальных систем; | - характеризовать социальные системы; |
- особенности социальных систем. |
Ключевые понятия: общество, индивид, социальная система
1. Модели взаимодействия “ общество - индивид”.
2. Качественные свойства социальных систем.
3. Социальная система и социальная структура.
4. Социальная система и культура.
Социальный характер жизни человека является определяющим для характеристики человека. Однако не существует общих определений общества как такового.
Социология - это наука, изучающая общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социума - социальной реальности.
Общество - продукт взаимодействия людей, представляет собой многогранное и сложное в структурном отношении явление.
Область социальных отношений, как отношений между более или менее широкими общностями людей ( классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, коллективами и т.д. ).
Социальная педагогика, которая видит свою задачу в изучении воспитательных сил социума, направленных на развитие личностного потенциала личности, с необходимостью использует термины, понятия, категории и методы исследования, выработанные социологией.
В социологии можно выделить две модели взаимодействия общества и индивида.
1. Первая модель, связанная с немецким социологом М.Вебером ( 1864-1920 ), рассматривает социальные объекты, общество как результаты целенаправленного или осмысленного человеческого поведения ( или как образованные им.)
Общество
Индивид
( Веберовская модель )
2, Другая модель, связанная с именем Эмиля Дюрктейма ( 1858-1917), французского социолога, рассматривает общество как самоценное образование, обладающее собственной жизнью и которое диктует индивиду модели поведения.
Общество
Индивид
( модель Дюрктейма )
3. Американский социолог Питер Бергер предложил иную модель взаимосвязи общества и индивида.
Согласно этой модели “ социальную структуру нельзя охарактеризовать как некую самостоятельную вещь, отдельно от человеческой деятельности, произведшей ее.”
“ Эта структура воспринимается индивидом и как чуждая фактичность и как принудительная инструментальность ...”
Т.е. согласно этой модели общество формирует индивидов, которые творят общество: и это - в непрерывном диалектическом процессе.
Общество Общество
Индивид
Модель Бергера
Эта модель ведет к серьезным ошибкам: с одной стороны она поощряет волюнтаризм в пониманий социальной структуры, а с другой - механический детерминизм в нашем понимании людей.
ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ - это процесс, посредством которого человеческая субъективность, воплощается в продукты, доступные самому субъекту и его сотоварищам как элементы некоего общего мира.”
ОТЧУЖДЕНИЕ - процесс, который разрывает единство делания, производства, и его результата, продукта.
Общество есть объективация человеческих существ, а эти последние, со своей стороны, повторно присваивают или (интернализуют) в своем сознании общество.
4. Модель Роя Бхаскара.
Неверно говорить, что субъекты творят общество.
Скорее можно сказать, что они воспроизводят или преобразуют его.
Общество по отношению к индивидам предстает как нечто такое чего они никогда не делали, но что существует только благодаря их деятельности.
Всякая деятельность предполагает первичное существование социальных форм...
Общество есть и условие (материальная причина) и непрерывно воспроизводимый результат человеческой деятельности.
Общество
воспроизводство/преобразование
Индивид
Преобразовательная модель
Люди не творят общество, ибо оно всегда предшествует им... . На общество следует смотреть как на совокупность структур, обычных практических процедур и условностей, которые индивиды воспроизводят и преобразуют но которые реально бы не существовали, если бы они этого не делали. Общество не существует независимо от человеческой деятельности.
Процессы, посредством которых востребуются и поддерживаются накопленные умения, навыки, мастерство, необходимые для воспроизводства и преобразования общества можно дать родовое название - социализация.
СВОЙСТВА СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ:
Социальные структуры (системы) сами суть социальные продукты, и могут быть возможными объектами преобразования и являются относительно устойчивыми.
1. Социальные структуры, в отличии от природных структур, не существуют независимо от видов деятельности, направляемые ими.
2. Социальные структуры, в отличие от природных, не существуют независимо от идей и представлений субъектов о сути своей деятельности.
3. Социальные структуры, в отличие от природных, могут быть лишь относительно устойчивыми. ( Так что деятельности, которые они поддерживают не могут быть универсальными).
4. Нормальное функционирование соц. структур невозможно вне связи с определенными культурными ценностными стандартами.
Социальные структуры следует понимать как в принципе позволяющие, обеспечивающие средства и возможности действовать, а не просто как принудительные образования.
Посредствующая система - это система позиций ( положений, мест, функций, правил, задач, обязанностей и т.д. ), занимаемых индивидами, и практик ( видов деятельности и т.д.) в которые они вовлечены в силу того, что занимают эти позиции ( и наоборот ).
Социальное взаимодействие - предпосылка всех общественных явлений.
( Процесс воздействия людей друг на друга, и в ход его поведение действующего лица сознательно реорганизуется под влиянием поведения другого лица и наоборот.)
Теоретические важные проблемы социологического анализа становятся понятными при учете взаимодействия трех сфер: культуры, общества и личности.
Соц. система - это способ организации множества взаимодействующих индивидов в единое целое.
Стабильными и устойчивыми элементами соц. системы выступают соц. позиции ( статусы).
Динамический аспект соц. системы выражает понятие социальной роли. ( Ролевые требования и ролевые ожидания).
Статус предписанный и статус достигаемый.
1. Социализация-это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирования собственного “я” проявляется уникальность данного индивида как личности.
Индивид не рождается готовой личностью, а становится ею в процессе социализации. С точки зрения социологии существует множество теорий, объясняющий механизм социализации.
Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал концепцию обобщенного другого.
В соответствии с концепцией, “ обобщенный другой” представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы, индивидуальный “Я” - образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его “ обобщенного другого”.
Это осознание “обобщенного другого” развивается через процессы: “принятия роли” и “исполнения роли”.
Принятие роли- это попытка принять н себя поведение в другой ситуации или другой личности.( В детских играх, во время гибели командиров во время войны).
Исполнение роли- это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Джордж Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей.
Первая- подготовительная стадия (от 1 до3 лет) - когда ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (девочка показывает куклу, внук повторяет прихрамывающую походку деда).
Вторая стадия - (игровая) (3-4года)-дети начинают понимать поведение тех кого они изображают, но изображение роли еще неустойчиво. ( В начале дети строят, потом с воодушевлением ломают).
Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров ( театр, инсценировки, спортивные игры).
Американский ученый - социолог А. Халлер в дополнении к теории Дж. Мида разработал концепцию “значимого другого”.
“Значимый другой” - это та личность, одобрение которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает.
Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного “Я”. (Кто в качестве значимых других?)
Все официальные статусы можно подразделить на два основных типа, которые предписываются индивиду и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Пол и возраст универсально используются в обществе как основа для ролевого предписания.
Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежность также используется во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей. Маленькие девочки играют с куклами, помогают матери по хозяйству и вознаграждаются за это похвалами взрослых. Мальчишки предпочитают машины и оружие и самое худшее для них прослыть “маменьким сынком”, “девчонкой”.
Многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.
В зрелом возрасте половые различия и роли четко определяются, но имеют тенденцию в развитых странах, роли не имеют четких границ. Женщина может одновременно выступать в ролях жены, матери, главы фирмы и даже государства.
В Пакистане домашняя прислуга традиционно представлена лицами мужского пола; на Филиппинах все секретари - мужчины.
Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом: детство, юность, зрелость, старость. Старость во многих примитивных, или традиционных обществах уважаема и почитаема.
В современном обществе предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией остается только поддержание собственного существования.