Лекция 2 Системный подход как методологическая основа теории социальной педагогики и социальной работы (основные понятия).

Социальная педагогика и другие отрасли человекознания.

Философия и социальная педагогика.

 

Философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. Социальная педагогика, решая свои задачи исходит из определенного взгляда на человека (например, системный, антропологиеский, культурологический подходы)

 

Этика и Социальная педагогика

 

Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.

Социальная педагогика ориентируется на сформированные этикой принципы нравственности.

Социология и социальная педагогика

Социология - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений социальных общностей.

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социаль- ное воспитание как социальный институт, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

 

Функции социальной педагогики.

Социальная педагогика как отрасль знаний обладает рядом функций:

Теоретико-познавательная функция - соц. педагогика накапливает знания,синтезирует их, стремится составить полную картину изучаемых процессов, вскрывает глубинные основания взаимодействия индивида и социума.

Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявление условий эффективного совершенствования социальной педагогики влияния на процессы социализации.

Гуманистическая функция - выражается в разработке целей совер-шенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.(В чем состоит каждая из функций для характеристики макро, мер и микрофакторов социализации).

 

Воспитательная функция – предполагает включение клиента (ребенка, подростка, взрослого человека) в его социальную среду, благополучие его социализации, его адаптацию в ходе обучения и адаптации.

Социально-правовая функция – означает правовую поддержку и защиту интересов клиента.

Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми инвалидами, физически или психологически неполноценными, клиентами попавщшими в трудную жизненную ситуацию.


 

Цели изучения лекции:

А) знать В) уметь
- основные понятия теории систем; - выделять системы из окружающей среды
- отличия закрытых и открытых систем - характеризовать социальные объекты как системы
- - осуществлять восходящий и нисходящий анализ социальных систем
Вклад в развитие компетентности: - системного видения социальных явлений