Лекция 2 Системный подход как методологическая основа теории социальной педагогики и социальной работы (основные понятия).
Социальная педагогика и другие отрасли человекознания.
Философия и социальная педагогика.
Философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. Социальная педагогика, решая свои задачи исходит из определенного взгляда на человека (например, системный, антропологиеский, культурологический подходы)
Этика и Социальная педагогика
Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.
Социальная педагогика ориентируется на сформированные этикой принципы нравственности.
Социология и социальная педагогика
Социология - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений социальных общностей.
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социаль- ное воспитание как социальный институт, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
Функции социальной педагогики.
Социальная педагогика как отрасль знаний обладает рядом функций:
Теоретико-познавательная функция - соц. педагогика накапливает знания,синтезирует их, стремится составить полную картину изучаемых процессов, вскрывает глубинные основания взаимодействия индивида и социума.
Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявление условий эффективного совершенствования социальной педагогики влияния на процессы социализации.
Гуманистическая функция - выражается в разработке целей совер-шенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.(В чем состоит каждая из функций для характеристики макро, мер и микрофакторов социализации).
Воспитательная функция – предполагает включение клиента (ребенка, подростка, взрослого человека) в его социальную среду, благополучие его социализации, его адаптацию в ходе обучения и адаптации.
Социально-правовая функция – означает правовую поддержку и защиту интересов клиента.
Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми инвалидами, физически или психологически неполноценными, клиентами попавщшими в трудную жизненную ситуацию.
Цели изучения лекции:
А) знать | В) уметь |
- основные понятия теории систем; | - выделять системы из окружающей среды |
- отличия закрытых и открытых систем | - характеризовать социальные объекты как системы |
- | - осуществлять восходящий и нисходящий анализ социальных систем |
Вклад в развитие компетентности: - системного видения социальных явлений |