Социальная педагогика как образовательная дисциплина
Объектом СПкак образовательной дисциплины являются научные и научно-эмпирические знания и области социума, социальных отношений в нём, т.е педагогические закономерности взаимодействия человека и социума.
Предметом СПкак образовательной дисциплины становится научная социально-педагогическая картина социума, социальной познавательной, преобразовательной и образовательной деятельности субъектов.
Функциями СПкак образовательной дисциплины являются:
§ Формирование системы научных знаний у социального педагога;
§ Развитие системы знаний, навыков и умений;
§ Передача опыта (способов) репродуктивной и продуктивной (тврческой) профессиональной деятельности в социальной сфере;
§ Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
Социум - окружение, в котором формируется человек, совокупность
различных групп и других объединений, организаций, учреждений, движе-
ний, составляющих это окружение, среда, влияние которой испытывает че-
ловек в процессе своей жизнедеятельности, пространство - предметное,
культурное, духовное - где он реализует свою активность.
Микросоциум-ближайшее человеческое окружение: семья, школа, сво-
бодное общение по месту жительства, компания, зона непосредственного
взаимодействия человека и среды, где осуществляется его повседневная
деятельность, отношение и общение.
Социально-педагогическая работа - деятельность в микросоциуме, направленная на оказание помощи человеку, на его социальную реабилитацию, на помощь в социальной адаптации путем взаимодействия со средой.
Рассмотрим толкование объекта и предмета, а также основных понятий социальной педагогики ведущими отечественными учеными, книгами которых Вы будете пользоваться при изучении нашего курса.
А.В.Мудрик в учебном пособии в качестве объекта изучения социальной педагогики выделяет «социальное или общественное воспитание, которое и является объектом изучения социальной педагогики» [3, с 4] и далее конкретизирует это положение. «Социальная педагогика - отрасль знания... о том, что неизбежно произойдет в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах...
как можно создать благоприятные условия для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации... как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает..,»[3, с.6]; «Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социалъное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.}».
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать «еепредметомисследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека» [4, с. 176].
Таким образом, в качествеобъекта социальной педагогики А.В.Мудрик рассматривает социальное воспитание, апредметом ее исследования - воспитательные силы общества и способы их актуализации. Следует отметить, что автор ведущим понятием социальной педагогики рассматриваетсоциализацию как социально-педагогическое явление, социализацию всех возрастных групп и социальных категорий людей.
Авторский коллектив под руководством В.Г.Бочаровой выделяет в качествеобъектасоциальной педагогики «процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий» [5, с. 9];«предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления». И далее «объектом социальной педагогики... выступает «целостная система социальных взаимодействий человека», а предметом - процесс личностно-средового взаимодействия в течение всех возрастных периодов бытия личности в различных сферах микросреды» [5, с.9]. В учебном пособии Ю.В. и Т.А.Васильковых авторы рассматривают социальную педагогику как междисциплинарную науку, основаниями которой являются педагогика и социальная философия. При определении понятия «социальная педагогика» авторы ссылаются на А.В.Мудрика. «Общественный смыл социальной педагогики, — как утверждается в пособии, - состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду;
помочь семье, ребенку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков»[1, с. 16].
Рассматривая социальную педагогику как часть социальной философии, авторы акцентируют внимание на том, что «социальная педагогика сегодня — это знания о человеке в обществе, о формировании личности в обществе, о социализации личности, о трудностях детства в современных условиях» [1, с. 29].
Среди основных понятий социальной педагогики Ю.В. и Т.А.Васильковы выделяют [1, с. 15, 18]социальное воспитание (целенаправленное воздействие на человека, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится его полноправным членом),социально-педагогическую деятельность («это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе»). Не вдаваясь в сущность этих понятии (хотя здесь возникает много вопросов: в чем отличие воспитания и социального воспитания, правомерно ли определять социально-педагогическую деятельность через социальную работу и др.), мы констатируем, что в данной работе авторы выделили основные понятия социальной педагогики
Авторский коллектив под руководством М.А.Галагузовой в курсе лекций по социальной педагогике отмечает: «тот факт, что социальная педагогика выделилась из педагогики, означает, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в определенном, специфическом аспекте. Очевидно, что специфика этой новой области педагогических знаний отражена в слове «социальная»» [7, с 53]. Объект и предмет социальной педагогики авторы определяют в сравнении с педагогикой: «...объектом изучения педагогики является ребенок, а предметом исследования - закономерности воспитания и образования ребенка. Тогда объектом изучения социальной педагогики тоже является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности социализации ребенка», [7, с. 56]. Итак, краткий обзор литературы по социальной педагогике (в основном учебные пособия для вузов), изданной в последние годы свидетельствует о следующем:
1.Объект и предмет исследования данного научного направления трактуется разными авторами по-разному. Это говорит о том, что социальная педагогика находится на эмпирическом этапе теоретического познания, ибо теория полагает научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность. Однако любому теоретическому присущ гипотетический элемент -элемент сомнения и неуверенности. Об этом говорят выдержки из книг, приведенных выше. Поэтому проблема определения объекта и предмета исследования данной науки играет основополагающую роль в развитии теории социальной педагогики.
2.Судя по анализируемым работам основными понятиями социальной педагогики являются: социальное воспитание, социальное обучение, социальное образование, социально-педагогическая деятельность. Однако это не означает, что именно эти и только эти понятия составляют «костяк социальной педагогики».
По своей направленности социальная педагогика отлична от традиционной педагогики, поскольку её основные усилия направлены на "создание реальных условий для претворения в жизнь масштабных социальных программ гуманистической направленности, позволяющих привести в движение стимулы развития общественных инициатив, полноценно использовать возможности семьи, образовательных учреждений, других социальных институтов и служб в обеспечении прав и благосостояния личности, повышения качества жизни" [11[.
Важной чертой социально-педагогической теории является то, что она в отличие от эмпирического знания отражает сущностные стороны явлений и процессов, выявляя более глубокие и системные взаимосвязи в социуме. Именно поэтому теория социальной педагогики выступает в качестве методологической основы различных социальных проектов и моделей социальной работы на федеральном и региональном уровнях [11[. В отличие от социологии социальная педагогика в первую очередь выделяет развивающую, гуманизирующую суть социальных отношений или стремится их преобразовать в таковые. Социальная педагогика синтезирует в своей предметной направленности знания не только педагогики и социологии, но и психологии, философии, физиологии и др.
Социально-педагогическая теория также объединяет знания, рассматривающие самостоятельное преодоление человеком личностных и социальных трудностей (проблем) при облегчающем (в том числе коррекционном, реабилитационном) содействии и непосредственной помощи другого человека - социального педагога или социального работника [11]. Рассматривая своеобразие социальной педагогики нельзя пройти мимо вопроса взаимоотношений этой науки и теории социальной работы.
По мнению В.Г. Бочаровой, разделение всей сферы деятельности социальных служб на социально-педагогическую и социальную работу сегодня считается устаревшим и неправомочным. Общепризнанна определяющая роль психолого-педагогической обеспеченности социальной работы. Социально-педагогический фундамент является базовой интегративной основой социальной работы как единой профессии (специалистами этой профессии является социальный педагог и социальный работник). Согласно этой точке зрения, деятельность социального педагога сориентирована на работу со всеми категориями населения, с семьями (независимо от наличия у них проблем) с приоритетом превентивно-профилактических задач. [12].
М.В.Фирсов считает, что "социальная работа тождественна социальной педагогике и принципы тождества, справедливые для одного и другого процессов, заключаются в следующем:
- данная деятельность направлена на решение проблем, связанных с социальной дезадаптацией и девиацией;
- клиент и его проблема имеют сходную этиологию;
- социальная работа и социальная педагогика - практический механизм социальной политики;
- общность системных феноменов, на основе которых происходит конвергенция понятийных полей разных сфер познания." [13,16].
Вместе с тем В.М.Фирсов считает, что объектом социальной работы является "процесс помощи и взаимопомощи" [13,21]. Что является более узким полем, чем объект социальной педагогики, указанный выше.
Мы придерживаемся того взгляда, что социальная работа и социальная педагогика(как вид практической деятельности) имеют общий объект - различные клиентские системы, испытывающие трудности в поддержании своей жизнедеятельности и дальнейшего развития, но имеют разный предмет своей деятельности. Спецификой предмета социальной педагогики является педагогический аспект рассмотрения всех разновидностей социальных отношений клиента и социума, а целью социально-педагогической деятельности является педагогизация социальных отношений, т. е. придания им не только функциональных значений, но и функций развития человеческой субъектности.
В связи с таким понимание объекта и предмета социальной педагогики можно выделить следующие задачи теоретические и практические задачи социальной педагогики, а именно изучение:
- различных социокультурных сред (социальная группа, семья, учрежде-
ние).
- особенности личности, интересов и потребностей, отклонений в поведе-
нии и ее микросреды бытования,
- условий и путей реализации таланта личности и творческого дара.
- ситуаций и механизма конфликтов.
- путей и средств социальной помощи.
- посредничества между личностью и государством, коллективом, социаль-
ной группой, семьей.
- обеспечение правовых гарантий существования, обучения и воспитания
- достойных условий существования
- следованию здорового образа жизни