Социальная педагогика как практика
Лекции
Лекция 1. Предмет и задачи курса «социальная педагогика»
Цели изучения лекции:
А) знать | В) уметь |
- объект и предмет социальной педагогики | - формулировать объект и предмет социальной педагогики как |
- социальную педагогику как науку, учебную дисциплину и социальную практику | - различать цели социальной педагогики как науки и социальной практики |
- взаимодействие с другими гуманитарными науками | - определять вклад гуманитарных наук в развитие социальной педагогики. |
Вклад в развитие компетентности: - |
Ключевые понятия: социум, микросоциум, объект, предмет, задачи, социальная работа, социальное воспитание.
1. Исторические корни социальной педагогики.
2. Объект, предмет и задачи социальной педагогики.
3. Интегративный характер социальной педагогики.
4. Важнейшие категории социальной педагогики.
1. Немецкий педагог и философ Пауль Наторп , опираясь на богатое педагогическое наследие И. Песталоцци опубликовал в 1899 г. Книгу «Социальная педагогика» там отмечается, что «понятие социальная педагогика выражает принципиальное признание того, что воспитание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами».
В XIX веке потребности в демократизации содержания и форм обучения и воспитания продолжали нарастать. Передовыми людьми все больше осознавался социально-классовый характер образования и развивались поиски ообщественных путей преодоления этого препятствия и создания условий для полнокровного обучения и; воспитания трудящихся масс населения. Большой вклад в развитие такого понимания внесли К. Маркс и Ф. Энгельс, опыт Парижской .коммуны 1871 г.
В педагогической теорий и практике потребности в демократизации образования и, наполнении его реальным содержанием, соответствующим достигнутому уровню знаний культуры, нашли выражение в педагогических воззрениях упоминавшихся в начале главы А. Дистерверга, П.Наторпа а также в определенной степени и в идеях теоретиков так называемой «педагогики реформ», представленной Г.Кершенштейнером, В. Лайем, Дж. Дьюи и другими в конце XIX — начале XX вв.
Г. Кершенштейнер выдвинул концепцию «гражданского воспитания», согласно которой народная «трудовая» школа должна учить детей безусловному повиновению современному государству к готовить к предстоящей профессиональной деятельности соответствующей социальному происхождению. В. Лай предложил "педагогику действия», основанной на формуле «воздействие-реакция», в соответствии с которой воспитание и обучение рассматривается, как череда внешних воздействий. на учащихся и их ответных реакций в виде занятий рисованием, лепкой, моделированием, черчением, музыкой, танцами, различными устными и письменными работами, ухода за животными и т.п. Дж. Дьюи явился основоположником «прагматической педагогики», согласно которой интеллектуальное развитие ребенок или взрослый должен получать в зависимости от своих интеллектуальных импульсов и склонностей, полученных им по наследству от семьи. Воспитание должно учитывать подобного рода наследственность, полученные в семье, в своей социальной среде практический опыт и инстинкты ребенка. Школа будущего, по Дж.Дьюи, должна быть органически связана с социально-экономическими потребностями общества.
Бросается в глаза с позиции нашего времени вольное или невольное зауживание названными теоретиками «педагогики реформ» содержания обучения и воспитания рамками социального положения или происхождения детей, снижение доли умственного .развития и преувеличение простых форм труда в качестве цели и средства образования. Однако в те времена и такого рода педагогические подходы были определенным шагом вперед, способствовавшим прогрессу в области педагогической теории и практики. Не случайно, многие идеи «педагогики реформ» оставались в центре поисков путей и средств обновления образования как в Западной Европе, так и в России в первые десятилетия XX века. В основе этих поисков лежали принципы взаимосвязи социального и образовательного начал, цели социального ориентирования обучения и воспитания и т.д., реализация которых объективно способствовала демократизации и гуманизации общества.
В 20-30-е годы XX в у Западной Европе были распространены идеи «общинного воспитания» и «общинных школ», первые проекты которых -появились в Великобритании и США. В отличие от традиционных школ того времени, «общинные школы» практиковали системы «неформального», «открытого» обучения, вместо традиционных классов в них были открыты площадки или залы для занятий без перегородок, введено было гибкое расписание без традиционных уроков и звонков, основным методом обучения был метод «открытия», а обстановка на занятиях приближалась к семейным условиям. В то же время обычная школа превращалась в образцовый, культурный и досуговый центр общины (2).
В 60-е годы нашего века общинное воспитание рассматривалось как средство осуществления социальных, изменений в общине, а воспитатель рассматривался как «агент социальных изменений». .В 1982 году в Англии был создан Центр развития общинного воспитания, цель которого - обобщение и распространение практики общинных школ в обществе. В США «общинная школа» и «общинное воспитание» различались в том смысле, что «общинная школа», напротив, выступает в качестве регулятора общественной жизни, агентом общинного воспитания, а община не закрыта от внешнего мира и других общин, а потому-де открывает большие социально-воспитательные возможности в интересах общества (2).
Среди альтернативных традиционной школе форм обучения и воспитания следует назвать и так называемую Вальдорфскую школу, породившую широкое международное Вальдорфское движение. Немалое число детских садов и школ, основанных на принципах Вальдорфской педагогики, действует к в современной России.
Первая школа с таким названием была основана для, детей и рабочих и служащих табачной фабрики «Астория» в Вальдорфе в 1919 г. известным антропософом, художником и теоретиком в области социальных наук Р. Штейнером. По Р. Штейнеру, человек не конкретно-историческое существо и не совокупность общественных отношений, а вневременное и вечно постоянное явление, единство духа, души и тела. Познать высшую сущность человека возможно лишь через «сверхчувствительное духовное созерцание», а цель воспитания в соответствии с таким пониманием — всестороннее развитие индивидуальности человека Специальными педагогическим»! средствами (например, постоянными упражнениями в духовной концентрации и размышлении), что является, по его убеждению, предпосылкой духовного созерцания. Фазам физического развития человека, которые Штейнер рассматривал как процессы созревания, было подчинено развитие мышления и морали: В этой связи школу он рассматривал как часть «свободной духовной жизни» и выступал против того, чтобы школа готовила человека таким, каким требует государство, а в каждой ступени обучения отражались потребности государства. По его мнению, нельзя из подрастающего поколения делать то, что хочет социальный порядок. Поэтому он был против государственной школы, против того, чтобы система образования создавалась в соответствии с экономической необходимостью — это означало бы подавление свободы духа.
Вся деятельности Вальдорфской школы строилась на принципе самоуправления. Был создан общественный совет куда входили родители, учащиеся, учителя, все, кто способствовал развитию школы. Учителя, не были государственными служащими, не существовало давления на учителей и управленцев, в школе не было директора. В качестве важнейших педагогических принципов были провозглашены: отказ от заранее запланированных целей воспитания, ориентация на уровень развития,, социальный опыт и потребности отдельного учащегося, индивидуальное стимулирование и отказ от оценок за успеваемость, использование разнообразной практической деятельности, акцент на развитие эмоционального восприятия через музыкальные и художественные предметы, тесное сотрудничество с родителями, развитие свободы духа, чувства общности, идентификации с группой, сообществом, воспитание в духе сотрудничества и классовой гармонии и т.п.
В этих и других принципах нашли отражение недовольство тотальной экономизацией общества и господством государственно-бюрократической системы управления культурой и системой образования, которые Р. Штейнером рассматривались какполная потеря духовного и душевного богатства человека. Поэтому созданная им школа была запрещена в Германии после прихода к власти фашистов. Но идеи Вальдорфской педагогики получили распространение в других странах, к ним сохраняется интерес и в наши дни. Многими последователями Р. Штейнера его система воспринималась и воспринимается как особого рода форма социального воспитания молодежи, ее социализации.
2. Объект социальной педагогики как научной дисциплины- взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах).
Предмет социальной педагогикиобщие закономерности взаимодействия личности и социума, педагогическое влияние и закономерности отношений человека и социума.
Цель социальной педагогики – научно-педагогическое обоснование взаимодействия человека и социума.
Достижение цели обеспечивается функциями соц. Педагогики:
- аналитической;
Описательной;
Объяснительной;
Прогностической; взаимодействие
Рекомендательной,
Образовательной;
Интегрирующей и др. в
Объект –человек в социальной среде.
Предмет - взаимодействие человека и социума (в различных его типах и видах).
Практика социально-педагогической деятельности ориентируется на предупреждение социальных аномалий личностного развития.
- на предупреждение или устранение причин, формирующих социально-проблемную группу населения;
- На возвращение людей из социально проблемной группы в социально стабильную;
- на сохранение устойчивости социально стабильной группы населения с целью не допустить переход людей из неё в социально-проблемную группу;
Целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума.
Гармонизация взаимодействия человека и социума осуществляется по трём основным направлениям ( стратегиям социальной педагогики):
Ø Социальное развитие самой личности;
Ø Педагогизация социальной среды;
Ø Обеспечение взаимодействия человека и среды.