Лекция №10. Основные типы связей между живыми организмами в биоценозах (окончание лекции)
АВТОРИТАРИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ В ИХ ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
ППП организации администрирования вычислительного процесса
ППП глобальных сетей ЭВМ
Сетевое программное обеспечениепредназначено для организации совместной работы группы пользователей на разных компьютерах. Позволяет организовать общую файловую структуру, общие базы данных, доступные каждому члену группы. Обеспечивает возможность передачи сообщений и работы над общими проектами, возможность разделения ресурсов.
Основным назначением глобальных вычислительных сетей является обеспечение удобного, надежного доступа пользователя к территориально распределенным общесетевым ресурсам, базам данных, передаче сообщений и т.д. Для организации электронной почты, телеконференций, электронной доски объявлений, обеспечения секретности передаваемой информации в различных глобальных сетях ЭВМ используются стандартные (в этих сетях) пакеты прикладных программ.
В качестве примера можно привести стандартные ППП глобальной сети Интернет:
- средства доступа и навигации – Netscape Navigator, Microsoft Internet, Explorer;
- электронная почта (Mail), например Eudora.
В банковской деятельности широкое распространение получили стандартные ППП, обеспечивающие подготовку и передачу данных в международных сетях SWIFT, Sprint, Reuters.
Novell NetWare-сетевая операционная система. Предоставляет пользователям возможность совместно использовать файлы, принтеры и другое оборудование. Содержит службу каталогов, общую распределённую базу данных пользователей и ресурсов сети.
Для обеспечения организации администрирования вычислительного процессав локальных и глобальных сетях ЭВМ в более чем 50% систем мира используется ППП фирмы Bay Networks (США), управляющий администрированием данных, коммутаторами, концентраторами, маршрутизаторами, трафиком сообщений.
Одним из широко распространенных стереотипов является представление о том, что Советский Союз и другие социалистические страны являются типичным примером авторитарных и даже тоталитарных режимов.
Если для периода сталинизма такое определение представляется вполне оправданным, то для более поздних периодов оно вряд ли подходит. Во-первых, даже в годы наиболее жестоких репрессий и политической несвободы эти режимы не были монолитными и отличались друг от друга в соответствии с тем, на фундаменте каких политических культур они насаждались и укоренялись. С этой точки зрения нельзя сравнивать Германию с Казахстаном, Албанию с Белоруссией. Коммунистические режимы сильно отличались и по тому, какие факторы оказывали на них определяющее воздействие в каждом конкретном случае.
Прежде всего, авторитаризм в этих странах отличался по тому, на какой ступени экономического развитияона находилась в момент установления политической системы советского типа. В странах с более развитой экономикой авторитарность режима переживалась гражданами в другой форме, чем там, где экономика была на грани краха. Приэтом примечательно, что в экономически развитых странах сопротивление авторитаризму сохранялось в более выраженной форме, чем в бедных странах.
Другим важнейшим фактором, влияющим на формы авторитарности, является национально-этническаяструктура населения. Федерации (СССР, Югославия) получали дополнительный источник напряжений в обществе по сравнению с мононациональными странами, что в свою очередь приводило лидеров этих стран к соблазну «раз и навсегда» решить не только экономический, политический, но и национальный вопрос авторитарными способами.
Третий фактор, влияющий на формирование авторитарных режимов, — это фактор географический,или геополитический.Размер территории, ее статус как империи или колонии, несомненно, окрашивал авторитарные режимы в определенные цвета. Здесь же следует упомянуть и историческую судьбу нации. Например, тот факт, что Россия на протяжении всей своей истории была объектом завоеваний со стороны агрессоров, сформировал определенную настороженность, готовность отражать агрессию, которые были использованы сталинским режимом, насаждавшим ксенофобию, закрытость, которые были приняты населением,так как опирались на историческую память народа.
И, наконец, следует отметить то влияние, которое оказывает на формы авторитаризма культурно-психологический фактор. Национальный характер, национальная психология каждого из народов, переживавших авторитаризм, придавал этим режимам весьма специфические особенности. Так, русская бесшабашность, украинская меланхолия или германский педантизм делали авторитарные формы правления весьма различными и по тому, как вели себя правители, и по тому, как воспринимали эти режимы рядовые граждане.
Общий вывод, который напрашивается из приведенных аргументов, заключается в том, что, во-первых, единой формы авторитаризма не было в странах, принявших коммунистическую идеологию и построивших более или менее сходные политические системы. Во-вторых, психологически этот авторитаризм также был весьма различен, как были различны и пути выхода из него. «Бархатная революция» в Чехословакии мало напоминает жесткие формы перехода к демократии в Румынии. Да и в рамках бывшего Советского Союза трудно сопоставлять даже психологически и культурно близкие Россию и Белоруссию, не говоря уже о Прибалтике и Средней Азии. Все это означает, что само понятие авторитаризма как в политическом, так и в политико-психологическом смысле сильно диверсифицировано, оно рассыпается и пользоваться им довольно затруднительно. Примем рабочее понимание авторитаризмакак политическая система или режим, при которых власть сосредоточена в руках одногo человека или в одном ее органе и снижена роль других, прежде всего представительных институтов, а рядовые граждане лишены всей полноты прав.
Для авторитаризма как политического понятия характерны три основных признака: централизация власти, безапелляционно командный метод руководства и безусловное повиновение и подавление воли и свободы подчиненных лиц и общества в целом.
Многие исследователи авторитаризма как политико-психологического феноменаисходят из того, что такой режим влияет на отдельного индивида, у которого под воздействием авторитарной среды складывается определенный комплекс личностных качеств, который получил название «авторитарной личности». Этому типу личности присущ целый набор характеристик, среди которых следует выделить, во-первых, содержательную сторону, т.е. политико-идеологические представления:национализм(этноцентризм), т.е. установки, направленные против чужаков, политический конформизмкак установка в отношении своей группы, консерватизмкак характеристика не только политическая, но и психологическая, конвенционализм, милитаризм и религиозность.
Во-вторых, в авторитарной личности необходимо выделить психологические формы выражения. Психологически эти идейно-политические установки проявляются в нетерпимости по отношению к инакомыслию, нетерпимости к неопределенности и беспорядку. Для авторитарной личности типичны особые способы мышления: ригидность, стереотипность, закрытость, склонность все видеть в черно-белых цветах.
Указанные характеристики авторитаризма как политического и психологического феномена позволяют использовать определенные эмпирические индикаторы, которые позволяют провести эмпирическое исследование конкретных форм авторитарности, помня при этом о неоднозначности самого этого феномена.
Переход к демократии должен осуществляться не только на поле институциональных реформ, но и через изменение психологии в ходе длительного и весьма непростого процесса политической ресоциализации.
Понятие демократиидаже в теории столь же расплывчато, как и понятие авторитаризма. Когда речь идет о современной демократии как о форме правления, то, кроме того, что это некая форма народовластия, согласия между исследователями больше ни в чем нет. Говоря о конкретных признаках демократии, исследователи указывают, прежде всего, на необходимые институциональные признаки:
1.Высший политический законодательный орган должен быть избран народом.
2.Наряду с ним должны существовать избираемые органы власти и управления менее высоких уровней вплоть до самоуправления.
3.Избиратели должны быть равны в правах, а избирательное право— всеобщим.
4.Все избиратели должны иметь равное право голоса.
5.Голосование должно быть свободным.
6.Выбор из ряда альтернатив должен исключать голосование списком.
7.Выборы должны совершаться на всех уровнях большинством голосов, хотя значение этого большинства может определяться различным способом.
8.Решение большинства ограничивает права меньшинства.
9.Орган власти должен пользоваться доверием других.
10.Отношения общества и избираемых им органов власти должны быть взаимными и симметричными с гарантированными законом и реакцией избирателей ответственностью делегированных им носителей власти.
11.Демократия существует под непрерывным и пристальным общественным контролем.
12. Государство и общество вырабатывают действенные механизмы предотвращения и изживания конфликтов между большинством и меньшинством, социальными группами, нациями, городом и деревней и т.д.
Как видим, демократия — это более сложная, чем авторитаризм, форма не только институтов, но и процедур правления, т.е. правил политической игры. Если попытаться вывести некие общие правила демократического правления, то, скорее всего, нас постигнет разочарование, так как мы сталкиваемся с невозможностью отвлечься как от культурно-исторического своеобразия каждой нации или региона, в которые эти правила вписываются с учетом региональных, национальных и локальных особенностей, так и от множественности самих моделей демократии. Так, представления о демократии даже в одной стране, скажем в Германии, будут резко отличаться у «зеленых», сторонников социал-демократов или сторонников консерваторов. В качестве модели для подражания российские и многие восточноевропейские реформаторы избрали лишь одну из форм демократии: либеральную. За двадцать лет реформ стало совершенно очевидно, что она в наименьшей степени соответствует нашим национальным особенностям.
Проблематика перехода от авторитаризма к демократии (а было как минимум три такие волны) поставила в полный рост вопрос о соотношении ценностей демократии и национальных институтов и политических культур. Исследователи ценностной динамики как в обществах стабильной демократии, так и в переходных обществах приходят к выводу о том, что для понимания обеих форм правления недостаточно ограничиваться анализом институциональных факторов. Необходимо учитывать поведенческиеи социокультурныекомпоненты политических систем.
Таким образом, среди акторов можно выделить:
—собственно политические институты;
—политические элиты;
—рядовых граждан.
Практика демократизации в России выявила ряд факторов, как препятствующих, так и способствующих укоренению демократических ценностей. Среди первых следует отметить, например, то, что сами эти ценности в нашей стране насаждались извне (с Запада) и сверху (со стороны элит). При этом российские политические элиты за двадцать лет так и не сумели консолидироваться. Старая система рекрутирования элит разрушена, а новая складывается медленно и стихийно. Гражданское общество в России, как и до того в СССР, находится на низкой ступени организации. Этим Россия отличается о: ряда восточноевропейских стран.
Одновременно с препятствием демократическим преобразованиям следует отметить и те факторы, которые, напротив, им способствуют. Так, в России к моменту начала преобразований экономический и образовательный уровень был достаточно высоким (особенно если сравнить со странами Латинской Америки или Азии). В начале процесса население было готово к этим реформам и оказывало активную политическую поддержку, которую политические элиты быстро растратили.
Возникает здесь и серьезный теоретический вопрос, касающийся того, как на личностном уровне происходит преобразование политических ценностей и формирование того, что могло бы быть аналогом «авторитарной личности» только с противоположным политическим знаком, т.е. личности демократического типа. Много неясного пока с тем, какими должны быть доминирующие политические установки и ценности, составляющие ядро «демократической личности».Можно высказать предположение, что психологически такой тип личности отличается терпимостью, незаинтересованностью в вопросах власти, гибкостью и нюансировкой мышления, высоким уровнем локуса контроля и неконвенциальностью. По существу это описание подходит к масловской самоактуализирующейся личности.
Так же, как в случае с авторитарной личностью, следует выяснить и степень распространенности демократических ценностей в массовом сознании, что должно обеспечить поддержку демократических реформ в обществе. Трудно себе представить успешное становление демократических институтов в среде, где доминируют авторитарные модели поведения и демократические ценности выглядят как чужеродные заимствования.
3. ПСИХОЛОГИЯ ДЕМОКРАТИИ
Если в психологии авторитарности исследователи, похоже, разобрались и нашли ответы на многие вопросы о ее истоках и формах, то с психологией демократии дело обстоит гораздо сложнее. Так, феномен «демократической личности» намного менее распространен и гораздо хуже разработан теоретически и никак не поддается эмпирической проверке. Отчасти это связано с тем, что сама природа демократии — феномен гораздо более сложный и многомерный.
Прежде всего, многочисленные исследования психологических аспектов демократизации свидетельствуют о том, что, начиная с конца 1990-х годов в России происходит определенный сдвиг в восприятии политической и социальной реальности со стороны ее граждан. Так, если в 1991-1995 гг. большинство из них опасались гражданской войны, экономического краха и этнических конфликтов, во второй половине 1990-х — начале 2000-х годов они сменились страхом перед безработицей, неспособностью оплатить образование детей и опасением стать жертвой нападения. Эти страхи служат показателями не столько изменения глубинных уровней ментальности, сколько изменения той среды, которая формирует эту ментальность извне и требует от личности быстрого приспособления.
Второй момент касается эмоциональной стороны демократических перемен. Есть эмпирические свидетельства того, что на эмоциональном уровне граждане к началу XXI в. практически приспособились к экономическим и политическим условиям жизни.
Таков фон политического развития. Этот фон отличался непостоянством и изменчивостью. Однако можно увидеть, что если старые (социалистические) политические ценности оказались разрушенными, то новые (демократические) ценности, а значит, и личностные идентичности, пока не сформированы. Новые ценностные кластеры выглядят размытыми, несвязными и противоречивыми. Примером тому может служить тот факт, что около 70% опрошенных в нашем исследовании верят в необходимость демократических институтов и примерно те же 70% хотят «сильной руки».
Полученная картина мало отличается у разных исследователей. Однако в ее интерпретации наблюдаются существенные различия. Так, одна группа исследователей полагает, что демократические (и особенно либеральные) ценности уже пустили корни в постсоветской ментальности. Другие, напротив, считают их нерелевантными национальным традициям (коммунитарным по преимуществу) и предсказывают возврат к авторитарным привычкам. При этом предполагается, что коммунитаризм (в нашей старой терминологии чаще пишут о коллективизме) близок к авторитаризму.
Нередко исследователи электорального поведения используют методологию, которая не позволяет за еженедельными или ежемесячными изменениями установок проследить логику более глубоких сдвигов сознания. Даже когда сдвиги фиксируются, для их объяснения нет общепринятых концептуальных моделей. Во всех случаях, фиксируемые сдвиги общественного сознания оставляют открытыми несколько вопросов.
1.В каком соотношении находятся прежние советские и новые
демократические ценности в сознании российских граждан?
2.Каков демократический потенциал на личностном уровне?
3.Укоренилась ли демократическая модель (в частности, либеральная) в российской ментальности или демократические институты противоречат традиционной политической культуре, которая характеризуется доминированием коллективистских (коммунитаристских) и авторитарных форм?
Чтобы ответить на эти вопросы, следует в первую очередь установить, что в России понимают под демократией, что чувствуют в отношении этой формы правления и какие поведенческие реакции характерны в отношении нее. В психологии принято выделять эти три уровня установки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Установки на демократию стоит рассмотреть в таком же ключе.
Итак, чтобы описать когнитивный уровень представлений о демократии, следует выяснить, что индивид знаето ней, правильно ли определяет ее важнейшие составляющие, а также имеет ли интерес к этому явлению. Что касается первого из названных аспектов, то за постсоветские годы подавляющее большинство наших граждан более или менее разобрались в том, что такое демократия. Другое дело, что конкретно они вкладывают в это понятие. Разброс значений этого понятия в определениях, данных нашими респондентами, достаточно велик:
«Демократия — это гласность... и все остальное. Мы в школе учили, только я забыл»;
«Демократия — Свобода там... свободно жить» (звучит, как заученный урок отвечает);
«Демократия — это когда все равны; у каждого есть "мерседес" и три раба»;
«Демократия — неизвестное для меня слово»;
«Я не знаю, что такое демократия, никогда не думал и меня это не интересует».
Обращает на себя внимание ряд моментов, характеризующих когнитивные составляющие установок наших сограждан на демократию. Во-первых, это понятие не отличается особой когнитивной сложностью. Демократия, как и другие политические понятия, достаточно далека от повседневного опыта опрошенных, а, следовательно, их ответы мало детализированы. Во-вторых, когда респонденты все же пытаются разобраться в его значении, то либо дают весьма размытое определение, либо вовсе не могут этого сделать:
«Да и вообще этот термин используют сейчас все, так что я уже толком не знаю».
Примечательно, что помимо неопределенности и размытости, понятие демократии воспринимается как нечто совершенно нереальное, далекое от нашей действительности:
«Демократия — это хорошо, это прекрасно, но не применимо, к сожалению. Для этого надо, чтобы каждый был умным и активным, а так, к сожалению, не бывает»;
«"Власть народа", недостижимая на практике»;
«Демократия это вроде бы как свобода, а ведь на самом деле ничего нет».
Все значения демократии, данными нашими согражданами, распределяются между двумя полюсами: либеральным и авторитарным.
Первый набор определений понятия «демократия» чаще всего в нашей стране ассоциируется со свободой, законом, властью, государство, силовое измерение, человеком, правами человека, равенством,
Свобода понимается как набор «политических, гражданских и социальных свобод: печати, совести, слова, взглядов, вероисповедания, мысли, мнения, передвижения, действия, личности, предпринимательства», как «свободный выбор»: свобода в выборе путей, целей, «личная ответственность за выбор».
Свобода связана с законом: «закон определяет степень свободы»; «свобода, которая не выходит за рамки закона»; «свобода при строгом соблюдении законов»; «свобода, помноженная на законы, нормы, правила», «ограничения», «контроль за соблюдением закона», «в демократии действуют законы».Демократия, как полагают наши сограждане, есть там, где есть «свобода от коррупции», «не ущемляются интересы», есть «порядок на основании согласия во взглядах»; «безопасность»; «справедливость, стабильность, уверенность в завтрашнем дне».
Третье важно понятие, соотнесенное с демократией, — власть.Демократия — это власть народа. Правда, представления о власти в демократии намного шире. В демократии «есть обратная связь: правительство—общество»; «учет интересов людей»; «максимальный учет интересов минимальных групп общества»; «те, кто управляет государством, учитывают мнение в распределении благ, управлении государством»; «парламент общается с населением».Демократическая власть должна быть подотчетной народу. «Правительство, избранное большинством, отчитывается перед народом»; «отчитываются друг перед другом»; «власть отвечает... народ может переизбрать власть».
В рамках демократии власть имеет особые моральные характеристики: «глава государства — не единоличный правитель, а правительство людей, ратующих за Россию»; «справедливое правительство». «Управляют государством люди, имеющие высшее политическое, экономическое образование, честные, порядочные», «компетентные, умные, порядочные люди»; «достойны должны быть»; «если узурпируют для себя и для окружения — недостойны»; «порядочное, ответственное отношение к власти у тех, кто у власти».
Понятие власти прямо связано с понятием «государство»:«государство, власть обеспечивают счастливую, свободную жизнь». Государство связано с равенством и законом. У государства только одна функция — разрешено то, что не запрещено. Государство должно следить, чтобы запрет действовал на всех, поскольку всегда бывает так, что все равны, но одни равнее других».
В понимании демократии особое место занимает силовое измерение,т.е. представление о ней как о «сильном государстве, за которое не стыдно». «Демократия — это сильная власть, основанная на согласии во взглядах»; « демократия — это сильная власть, единая и согласованная,забота о рядовых гражданах, малоимущих и среднем классе».
Во многих ответах прослеживается связь понятия демократии с человеком в противоположность государству. «Давить не надо простого человека; человек ради себя, а не ради государства». «На первом месте человек. Чтобы наладить связи между правительством и обществом». В демократии «человек имеет все необходимое, каждый должен быть умным и активным».
Очень часты упоминания о правах человека,однако их список невелик. Права связаны со свободами. «Право выбирать» и «право на собственное мнение», «возможность осуществлять права, определенные законом», «право участвовать в общественной жизни».
Среди прочих понятий, которые реже, чем перечисленные выше, встречаются в сочетании с демократией. Следует отметить равенство(«Равенство в правах»; «равенство и обеспеченная жизнь»), мир («Миролюбивое отношение друг к другу»; «мирное сосуществование»; «прекратить войну в Чечне. Это первое, если у нас в стране демократия»).
Второй набор приписывает демократии такие ценности, как сильное государство, ответственность и подчинение закону.В этом варианте мы явно имеем этатистское представление о демократии. Респонденты, выбравшие данную модель, далеки от либеральных взглядов и склонны к более жестким авторитарным моделям поведения, хотя на вербальном уровне они признают демократию в силу того, что она является официальной политической ценностью.
Более детальный анализ когнитивных картинок демократии выявляет существенные различия между разными группами населения. Так,восприятие демократии женщинамиотличается от восприятия ее мужчинами.
Женщинычаще отдают более высокие ранги:
—равенству;
—активному участию в управлении государством;
—сильному государству.
Легко приписать это большей авторитарности российских женщин. Однако следует оговориться, что ключевой среди отмеченных ценностей демократии является активизм. Поэтому либералы вряд лимогут особо рассчитывать на массовую поддержку женщин в силу того,что ценности индивидуальной автономии и свободы значимы в их представлениях о демократии.
Мужчинычаще рассматривают демократию сквозь призму индивиду-альной автономии и свободы и гораздо реже ассоциируют ее с сильным государством. Подчеркнем, что либерально-анархистский оттенок их понимания свободы носит достаточно спекулятивный характер: мужчины не горят желанием лично участвовать в политике и их интерес к ней носит весьма пассивный характер. Однако русские мужчины достаточно амбициозны. Если они решают участвовать в политике, то хотят занимать в ней высокие позиции, например, стать депутатом Думы. К этому портрету надо добавить мужскую доверчивость: они доверяют политическим партиям чаще, чем женщины.
Когнитивные элементы установок на демократию отличаются и в зависимости от возраста. Больше всего «либералов» среди 45-55-летних. Эта группа ставит на первое место подчинение закону, на второе — права человека, на третье — ответственность.
Люди 55-85 лет на первое место ставят ответственность, в то время как сильное государство стоит лишь на 4-м месте.
Эмоциональный уровеньустановки на демократию проявляется в таких чувствах, как доверие к демократическим институтам, симпатия к демократическим лидерам. Прежде всего, эмоциональная оценка содержится уже в самом отношении к демократии. Здесь встречаются и позитивно, и негативно окрашенные оценки. Так, само понятие демократии в отрыве от его российских политических значений воспринимается весьма положительно («Демократия — это что-то такое приятное, из-за чего хочется утром просыпаться»).
Гораздо чаще конкретные ассоциации связаны у наших сограждан с той демократией, которую они могут наблюдать в своей собственной жизни,и это восприятие окрашено в иные тона:
«Если это то, что у нас, — то бардак. У нас, по-моему, лишь игра в демократию»;
«Я сейчас, кроме хаоса, ничего не вижу, если брать наше государство. Может, это, конечно, не та демократия. Я на своем опыте не знаю, что это такое. Я не могу себе представить, как может называться наш режим»;
«Ну, понятно, я не верю ни в какие там "демократии", о которых так модно на каждом углу болтают».
Поведенческий уровень. Намерения личности действовать базируются как на осознанных, так и на неосознаваемых ценностях и установках. Оба уровня важны для понимания поведения. Рациональный уровень установок на демократию в конце 1990-х годов стал более явно выражен и играет заметную роль в поведении граждан, чем в начале XXI века. Однако по-прежнему бессознательный уровень восприятия демократии дает более аутентичную картину их поведения, чем рациональный уровень.
Выводы:
1. Отсутствие жесткой дихотомии ценностей в политическом сознании российских граждан: либерализм не противостоит жестко коллективистским и коммунитаристским ценностям. Эти два полюса существуют, но не в оппозиции друг другу.
При этом российские либералы воспитаны в коллективистской политической культуре, благодаря чему в их сознании коммунитаристские ценности можно найти в скрытой форме. Собственно либеральные взгляды формируются чаще под влиянием культурной среды, семейной социализации и образования, чем являются результатом «рационального выбора». Авторитарные коммунитаристы, напротив, на вербальном уровне вполне лояльны официальным либеральным ценностям.
У наших демократов, как и у автократов, есть общие проблемы. Прежде всего, и у одних, и у других политические взгляды непоследовательны и размыты. Чтобы прояснить и артикулировать их, индивид должен опираться на идеологию, вырабатываемую политическими партиями. У нас партийная система формируется медленно, оставляя личность перед необходимостью в одиночку делать то, над чем должны работать партийные структуры.
Еще одна общая проблема у противоположных политических типов в России — это упадок таких ценностей, как ответственность и активизм.
3. Когда речь идет об индивидуальном сознании, ни авторитарные, ни демократические ценности не встречаются в чистом виде.
Структура личности вообще и структура политических взглядов в
частности выглядит намного сложнее и многомернее, чем это деление. Сам континуум авторитарность—демократизм является явным упрощением. В анализе политических ценностей в структуре личности можно выделить по крайней мере три измерения.
Первое — это шкала этатизм—антиэтатизм. Российская политическая культура всегда была государственно-центричной. По нашим данным, более 80% респондентов верят в то, что государство должно заботиться о больных, стариках и детях, а также обеспечивать гражданам безопасность. Либеральная модель государства как «ночного сторожа» не соответствует ожиданиям большинства российских граждан. Их взгляды носят определенно этатисткую окраску.
Одновременно в России можно найти и антиэтатистов.Они не составляют некой однородной группы, но делятся на «либералов» и «анархистов». Вместе эти две группе не превышают 10%.
Вторая шкала делит опрошенных на сторонников свободыи сторонников равенства.Россияне скорее склонны противопоставлять свободу сильному государству, выражая таким образом оппозицию демократии и авторитаризму. Наши авторитаристы весьма специфичны в своих предпочтениях. Этот авторитаризм базируется не только на авторитарной агрессии, сколько на авторитарном подчинении, конвенционализме и традиционализме. Об этом свидетельствует, к примеру, такой факт, что среди сторонников сильного государства в начале века не было ни одного человека, готового участвовать в забастовках. В то же время среди сторонников свободы более половины опрошенных доверяют армии, милиции и другим силовым инструментам государства больше, чем иным институтам.
Третья шкала — этноцентризм—космополитизм.Этноцентризм является важной частью российского авторитаризма и чаще наблюдается среди сторонников авторитарно-коммунитарных взглядов, чем среди либералов. И опять же это какой-то нетипичный авторитаризм. Прежде всего, между политическими ориентациями (демократ, коммунист, аполитичный) и этноцентрическими стереотипами нет явного соответствия.
Таким образом, современный российский авторитаризм выглядит скорее как своего рода психологическая защита, призванная компенсировать утрату политической и национальной идентичности. Парадоксальным образом сегодня для судеб российской демократии скорее следует говорить о возврате некоторых коммунитарных ценностей, приведшей к утрате чувства «мы», чем о насаждении либерального индивидуализма.
…Нередко муталистические отношения встречаются у животных и растений. Инфузория Paramecium bursaria содержит клетки зеленых водорослей в своей цитоплазме. Они способны синтезировать достаточное количество органических веществ, как для себя, так и для хозяина. Содержащиеся в эктодерме гидры Hydra viridis хлореллы продуцируют значительное количество органических веществ, из которых около трети поступает гидре-хозяину.
Известно довольно значительное количество эндосимбионтных бактерий, живущих в клетках простейших. Они обнаружены в более чем 100 видах амеб и инфузорий. В некоторых случаях бактерии не способны существовать без хозяина (например, у инфузории-туфельки облигатными эндосимбионтами являются бактерии Holospora obtuse, H. recta, Nonospora macronucleata), в других – бактерии могут вести и свободный образ жизни. Бактерии находятся в специальной симбионтофорной вакуоли, поскольку при вступлении в мутуалистические отношения теряют клеточную стенку. Они снабжают простейших витаминами, ростовыми факторами, аминокислотами и другими соединениями.
Крупные травоядные млекопитающие для переваривания растительных
тканей нуждаются в бактериях, живущих EDk в рубце (например, у жвачных). Анаэробные условия в рубце неблагоприятны для роста бактерий (только 10% энергии съеденных растений ассимилируются бактериями), но именно благодаря этим неблагоприятным условиям жвачные вообще могут существовать на таком субстрате, как клетчатка. Основная часть энергии, полученной в результате деятельности микроорганизмов, запасается в жирных кислотах, которые образуются из клетчатки, но не разлагаются дальше. Бактерии, в свою очередь, обеспечиваются «культуральной средой» с постоянными температурными условиями.
Многие авторы считают, что мутуалистические отношения зародились на основе взаимоотношений паразит-хозяин. Довольно яркий пример этому – лишайники. На этих организмах можно наблюдать постепенную эволюцию от паразитизма к мутуализму. У некоторых более примитивных лишайников гриб фактически проникает в клетки водоросли и по существу является паразитом. У эволюционно более развитых видов гифы гриба не проникают в клетки водоросли, но оба организма живут в полной гармонии (Одум, 1986). Азотфиксирующие бактерии, микоризные грибы и кишечные микроорганизмы сначала, по-видимому, представляли собой болезнетворные организмы, а затем в результате сопряженной эволюции с видом-хозяином их взаимоотношения перешли в мутуалистические (Риклефс, 1979).